Н.Сюсько, фото из личного архива

Свидетели СССР хотели быть космонавтами, их дети видели себя «рекламщиками», поколение нулевых - прирожденными стартаперами. Уже сегодня профессия рекламиста перестала сводить с ума юные дарования: «99 франков» является несуществующей купюрой, а Огилви - названием ресторана. Рекламисты все чаще самостоятельно подрывают веру в рекламу, публично заявляя о неприязни к своему ремеслу.

Ключевыми претензиями к рекламе является ее «продажный» характер. Навязывание ненужных товаров, пропаганда вредных для здоровья продуктов, подсаживание простых смертных на иглу бренда. Крики души рекламистов носят нравственный характер и, кажется, никогда не умолкнут. Но вместо того, чтобы перемалывать кости правде и лжи в рекламе, давайте взглянем на мотивы, которые заставляют нас быть верными миру брендов.

Итак, реклама:

1. Приносит деньги

Кормит, одевает, развлекает и путешествует нас.

2. Меняет людей

Пожалуй, когда кампания вносит вклад в социум - это высший пилотаж карьеры рекламщика. И здесь может быть масса примеров от донорства до экономии воды. Главное рекламщику не сваливаться в гонку за «львами», когда благородство подменяется жаждой наживы.

3. Способна на политическое высказывание

Здесь реклама выходит на качественно новый уровень коммуникации. Эта «опция» доступна ничтожному количеству рекламщиков, поэтому является лавмарком зрелого профессионала.

4. Вызывает эмоции

Реклама обладает удивительной силой. Порой 30-секундный ролик трогает до глубины души не хуже голливудских мыльных опер. Ежедневно вся планета плачет, смеется, ностальгирует при переживании рекламы. Настоящие эмоции – моральная компенсация рекламщику за его труд.

5. Является продолжением вашего мировоззрения

Уникальный феномен рекламы заключается в возможности авторского высказывания в форме гражданской или социальной позиции. Так рекламист может достучаться до большого количества потребителей рекламы, ознакомив их со своим мнением.

6. Ваш вариант

Реклама - продукт деятельности рекламщика. Именно он ответственен за все идеи, что ложатся на стол клиента. Очевидно, что в будущем будет популярен рекламный аскетизм. Это когда не просто рекламщики, но целые агентства массово отказываются от работы с категориями товаров, наносящими вред здоровью потребителя (например, табачными и алкогольными компаниями). В результате появятся нишевые агентства, сфокусированные на работе с экологическими, спортивными, образовательными брендами. Этот феномен можно смело назвать «движением за здоровую рекламу».

Реклама – это бизнес. Не стоит строить иллюзий по поводу ее исконного значения. Задача каждого рекламиста – делать профессионально свою работу. Не смешивать творчество художника или музыканта с делом (читайте – с бизнесом). А если вы чувствуете, что клиенты управляют вами как марионетками, если вам стыдно за те продукты, которые вы прорекламировали, то поджимайте хвост и убегайте. Убегайте прочь из корпоративного мира. Ибо здесь мало места для свободы личности.

Текст: Николай Сюсько, new business director Affect digital