Иллюстрация Fotolia

 

Во втором квартале 2013 года цены на печатную периодику в России выросли не более чем на 2%, что соответствует темпам инфляции в целом по стране. При этом большинство изданий второй квартал подряд не повышают цены на свою продукцию несмотря на общий тренд, констатируют эксперты Ассоциации распространителей периодической печати (АРПП) в обнародованном сегодня докладе.

По данным Росстата потребительские цены на товары и услуги по сравнению с I кварталом 2013 увеличились на 1,6%, а за первые шесть месяцев рост потребительских цен составил 3,5% против 3,2% годом ранее. В Центробанке выражают надежду на возвращение годовой инфляции в привычный диапазон к середине 2013 года, и по итогам 2013 года ЦБ рассчитывает уложиться в целевой интервал 5-6%.

Однако, как отмечают в АРПП, газеты и журналы выбились из общей тенденции роста цен в 2013 году, и уже второй квартал подряд, как и прогнозировали эксперты, покупателям не было необходимости увеличивать свои затраты на прессу.

Не корректировались цены в сторону повышения на большинство автоизданий («Авторевю», «Автомир», «Коммерческие авто», «Форсаж» и др.). А  журналы «4х4. Полный привод», «5 колесо», «За рулем», «Клаксон» и некоторые другие издания в конце июня стали стоить даже дешевле (на 3-10%), чем в марте. Исключение в этой тематической группе составила специализированная печатная продукция: например, на 4% подорожали «Quattroroute», «Мото» и «Мотоэксперт».

Наибольшее напряжение остается в сегменте изданий для мам. Журналы этой тематики наиболее остро ощущают на себе негативные тенденции рынка. Уменьшение печатной рекламы, а также рост популярности специализированных детских форумов и площадок для общения родителей в интернете заставляют издателей и распространителей экспериментировать с ценой.

Именно этим можно объяснить столь разнонаправленное изменение цен: «9 месяцев», «Расти, первоклашка», «Хочу ребенка» подешевели во 2-ом квартале 2013 года на 6-9%, в то время как до 10% выросла стоимость изданий «Здоровье школьника», «Самая. Мама, это я», «Mamas&Papas». Редакция последнего, при этом, 4 июля объявила о закрытии журнала, а номер июль/август 2013 стал последним.

Ежедневная и деловая пресса, после подорожания в начале года, в среднем в цене не изменилась. В июне «Коммерсантъ», «Ведомости», «Русский репортер», «Бизнес-журнал», «Forbes» стоили на уровне марта 2013. Такая же ситуация сложилась и в сегменте мужских глянцевых журналов, среди которых на 4-5% подорожали только «Men's Health» (мини-формата), «Maxim» и «Playboy».

Стоимость большинства женских глянцевых журналов колебалась в пределах от + 6 до -6%. Наибольшее изменение коснулось следующих изданий: «Атмосфера», «Женские истории», «Лиза. Гороскоп», «Psychology» и «Караван. Коллекция историй», которые подорожали на 12-14%.

На основе данных мониторинга рынка печатной продукции экспертам АРПП также удалось установить следующие особенности изменения розничных цен во II квартале 2013 года по тематическим группам:

Среднее изменение цен на прессу по тематическим группам во 2-ом квартале 2013 года

 

Тематическая группа

Среднее изменение цен

Астрология

0%

Гиды

- 2%

Детские

+ 5%

Развлекательная пресса

- 4%

О звездах

0%

Интерьер и дизайн

- 3%

Комиксы

- 5%

Кулинария

- 1%

Научно-популярные

0%

Рекламные

- 1%

Рукоделие

+ 2%

Охота и рыбалка

0%

Сад и огород

- 3%

Спортивные

+ 5%

Телегиды

+ 2%

Техника

+ 1%

Что касается интенсивности роста цен в различных сегментах рынка распространения газет и журналов, то во II квартале цены на периодику в супермаркетах и минимаркетах не изменились.  А выросли они, прежде всего, в киосках (+2%), которые довольно долго старались удерживать их на минимальном уровне, и в нестационарной рознице (+1%). При этом, то обстоятельство, что в супермаркетах пресса в среднем продается на 8-10% дороже, чем в киосках и на 4-5%, чем в минимаркетах, не изменилось.

Эксперты отмечают, что замедлившийся в 2013 году рост цен на периодику был предсказуем: отрасль исчерпала резервы, благодаря которым ее доходы от продаж не падали как реализованные тиражи. Дальнейшее повышение цен приведет только к потере потребителей, утверждают в АРПП.