Иллюстрация Fotolia

 

Крупнейшие рекламодатели из ТОП-50 по объемам рекламных бюджетов, снизив рекламную активность, ослабили позиции на рекламном рынке, что впервые за многие годы привело к сокращению их доли на потребительском рынке России в 2013 году.

Об этом свидетельствуют данные АЦ Vi, которые были представлены директором по маркетинговым исследованиям Сергеем Веселовым на заседании Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере рекламы.

ТОП-50 рекламодателей последние два года (2012-2013 гг.) сдает позиции на российском рекламном рынке. Его доля на рынке рекламы сократилась с 52,1% в 2011 году до 50,6% в 2013 году, на телерекламном рынке – с 64,3% до 62,5% за аналогичный период. Особенно заметно теряли свои позиции рекламодатели, входящие в число десяти крупнейших.

Доля продаж ТОП-50 рекламодателей в 2013 году – снизилась с 46% до 45%, тогда как в 2012 году она росла. Динамика продаж как ТОП-50 рекламодателей и 50 рекламируемых категорий, так и всего потребительского рынка в целом снижается.

Ослабление позиций крупнейших рекламодателей 2000-2012, %.
? Удельная рекламная активность

Ослабление позиций крупнейших рекламодателей 2010–2013,%

Ослабление позиций крупнейших рекламодателей 2011–2013, %
Источник: АЦ Vi

На российском рекламном рынке на ТОП-50 рекламодателей приходится более половины всех рекламных бюджетов, а в сегменте телевизионной рекламы их доля достигает 64%.

«Кризис 2008-2009 гг. крупнейшие компании-рекламодатели пережили относительно менее болезненно по сравнению с рынком в целом, прежде всего, за счет наличия значительных финансовых и иных ресурсов. В ситуации, когда остальные субъекты рынка находятся в крайне сложном положении, чтобы эффективно конкурировать, у крупных компаний возникает вполне рациональное желание сэкономить на рекламно-маркетинговых расходах. Другими словами: «Зачем много тратить на рекламу, если у наших конкурентов вообще нет ресурсов на маркетинг».

Подобный подход, безусловно, правомерен и в 2010-2012 гг. работал очень даже неплохо. Но он не может бесконечно применяться, поскольку постепенно ведет к ослаблению конкурентных позиций крупных игроков. Именно это и произошло в2013 году. Причем это имеет место фактически по всем основным рекламируемым категориям товаров и услуг (примерно 50 категорий), но для Тор-50 рекламодателей потеря позиций оказалась наиболее ярко выраженной. При этом опыт предыдущих лет показывает, что даже временное сокращение рекламных затрат потребует в дальнейшем рекламных сверхинвестиций для восстановления рыночных позиций производителей», - комментирует директор по маркетинговым исследованиям АЦ Vi Сергей Веселов.

Динамика рекламного рынка России замедляется с 2011 года. По итогам 2013 года, согласно данным АКАР, рынок вырос на 10 %, достигнув объема в 328 млрд. рублей. Это самая низкая динамика с 2000 года, за исключением кризисного 2009 года, но одновременно одна из самых высоких в мире, отмечают в АЦ Vi.

Противоречивость итогов года. Негативные результаты
Источник: АКАР, AЦ Vi

Позитивные результаты. Динамика рынка в +10% - одна из самых высоких в мире
Источник: ZenithOptimedia