Фото ford.com

Если внимательно посмотреть на результаты развития отечественного авторынка, то, несмотря на показатели 2013 года, которые оказались ниже прогнозных, стоит говорить о том, что рынок продолжает развиваться весьма существенными темпами. По результатам 2012 года он вышел на 2-е место в Европе и показал результаты гораздо выше прогнозных. Отчасти именно с этим многие аналитики связывают некоторое проседание, показанное в начале 2013 года.

 

Объём продаж, млн шт.

Рост по отношению к 2011 г.

Германия

3,1

-2,90%

Россия

2,76

10%

Франция

1,9

-14%

Италия

1,4

-19,90%

Испания

0,7

-13%

Данные: pwc.ru, январь 2013

 

Какими показателями характеризуется сегодняшний авторынок России:

  • После нескольких лет сильной волатильности продаж на авторынке стали заметны признаки стабилизации. Рынок встал на путь устойчивого умеренного роста.
  • В 2012 году продажи новых легковых автомобилей увеличились на 10% в штучном выражении и на 21% в денежном выражении по сравнению с прошлым годом.
  • Иномарки российского производства показали лучший рост среди остальных категорий легковых автомобилей и увеличили свою долю на авторынке до 44%.

О чём говорят эти данные? Только о том, что конкуренция обостряется. Особенно с приходом новых современных игроков в самом популярном сегменте авто.

Модель

Продажи, шт.

Продажи в 2012 по сравнению с 2011, %

в 2012

в 2011

1

Lada Priora

125951

138697

-9

2

Lada Granta

121151

1023

11743

3

Lada Kalina

119890

142930

-16

4

Hyundai Solaris

110776

97243

14

5

Ford Focus

92219

82457

12

6

Kia Rio

84730

49858

70

7

VW Polo

69385

52100

33

8

Lada Samara

67971

122473

-45

9

Chevrolet Cruze

63181

37710

68

10

Chevrolet Niva

59331

54425

9

11

Renault Logan

58734

81909

-28

12

Daewoo Nexia

55034

54567

1

13

Lada 4x4

54656

60738

-10

14

Opel Astra

52330

48024

9

15

Skoda Octavia

52036

41130

27

Данные: «Автостат», февраль 2013

 

Как вы видите, конкуренция среди моделей с 9-го по 15-е место особенно велика с учётом того, что количество проданных автомобилей практически одинаково. Кроме того, российский автопарк довольно стар – его средний возраст составляет 12 лет (для сравнения, средний возраст авто в Европе составляет 8,5 года, в США – 9,2 года). Обеспеченность автомобилями в стране все еще невысокая: в рейтинге из 100 стран, лидирующих по обеспеченности автотранспортом, Россия занимает 46-ю строчку. Это значит, что у автопроизводителей есть дополнительные стимулы для наращивания продаж и увеличения рыночной доли. Поэтому компании, которые представлены в ТОП-15 продаж моделей автомобилей по результатам 2012 года, будут драться за него всеми возможными способами.

Теперь вы это знаете. Но при чём здесь, спрашивается, позиционирование автобренда, его ценности, и как всё это связано с продвижением в социальных медиа? Как показывает практика, это весьма взаимосвязанные вопросы.

Спрос на автомобили растёт. Вот показательный пример – статистика запросов «купить авто» за период с марта 2011 по февраль 2013 года.

Данные: yandex.ru, апрель 2013

Но что же происходит в соцмедиа? Посмотрите на количество подписчиков в сообществах и сравните их с данными продаж – картина удивительна и местами весьма разнонаправленна.

Бренд

Facebook

Vkontakte

Twitter

Lada

9 697

325 350

Нет

Chevrolet

8 727

38 975

245

Renault

54 827

98 492

1 658

Kia

67 101

21 909

1 960

Hyundai

71

4 146

52

Volkswagen

4 179

18 484

2 971

Toyota

29 722

22 902

119

Ford

5 544

99 199

534

Skoda

4 700

63 281

4 048

Daewoo

нет

30 445

Нет

Opel

78 935

32 185

6 689

Mitsubishi

нет

23 922

Нет

УАЗ

979

12 518

Нет

ГАЗ

нет

3 395

Нет

Данные: данные соответствующих площадок, март 2013

Анализируя эти данные, можно смело утверждать, что в социальных медиа резервы далеко ещё не исчерпаны. Более того, не требуется проводить углублённый анализ представленной в аккаунтах аудитории, определять её качество, качество контента, глубины взаимодействия с брендом для того, чтобы сказать автопроизводителям и дилерам – пора всерьёз обратить внимание на социальные медиа! Кстати, эти танцы с бубнами – уже неотъемлемая часть любой презентации в офисе автодилера.

К примеру, ARTOX media обладает большим опытом работы с автодилерами, хорошей базой кейсов в этой отрасли, но у нас также есть уже значительный багаж и антикейсов – примеров, когда руководство компаний, для которых продажа автомобилей и их ремонт является основным бизнесом, крайне неохотно принимает решения по активизации деятельности в социальных медиа. И причиной такой избыточной осторожности в большинстве случаев является  либо слабое представление о возможностях социальных медиа, либо вообще ошибочные представления, основанные, как правило, на чужом негативном опыте (но при этом никто особенно не анализирует причины, приведшие к отсутствию ожидаемого результата). Необходимо добавить, что общение с коллегами по цеху подтверждает эти выводы.

Какова же цель представления статистики продаж автомобилей, статистики поисковых запросов и данных по количеству подписчиков в сообществах? Только одна – ещё раз задать вопрос ответственным лицам на стороне компаний, продающих автомобили: а вы уверены, что дальнейшее выжидание с активизацией работ в социальных медиа – это правильная стратегия, нацеленная на реализацию долгосрочных планов? Или таких планов у вас попросту нет?

Материал подготовлен директором департамента маркетинга ARTOX media Евгением Храмовым.