Общенациональный конкурс по выбору туристического бренда России - проект, который длился почти три квартала и в котором приняли участие свыше тысячи претендентов - сегодня подвел свои неутешительные итоги. Чиновникам так и не удалось определить победителя, чей знак будет представлять Россию на международной арене. Профессионалы в области брендинга и рекламы открестились от конкурса незадолго до этого.

Всероссийский открытый конкурс на разработку туристического бренда России стартовал 19 февраля 2015 года при организационной поддержке Ростуризма. Целью мероприятия было создание логотипа и слогана для продвижения российского туристического рынка. Никакой награды для победителя конкурса не предполагалось - планировалось, что победителю конкурса будет достаточно чувства гордости за реализацию его проекта.

Несмотря на отсутствие материальной стимуляции, проект обрел популярность: за полгода на конкурс было подано свыше 100 тыс. работ, среди которых основную массу составляли любительские проекты соответствующего исполнения. Но были и работы от профессионалов - например, проект от Эркена Кагарова, который в итоге возглавил шорт-лист.

Формат открытого конкурса для столь важного для страны символа изначально вызвал шквал критики среди экспертов, которые предрекали провал инициативы. Процесс проведения конкурса лишь укрепил эти опасения: Ростуризм несколько раз сдвигал дедлайн обнародования шорт-листа, а также отказывался раскрыть список экспертов, которые голосуют за работы.

 

 

 

 

Организаторы конкурса не раз утверждали, что жюри, председателем которого являлся министр культуры Владимир Мединский, состоит из чиновников и профессионалов в области брендинга и рекламы. Однако, это оказалось неправдой: две крупнейшие профессиональные ассоциации - АКАР и АБКР - официально опровергли свою причастность к данному мероприятию, а также подвергли жесткой критике сам механизм проведения конкурса и его промежуточные итоги.

Результат оказался закономерным: на сегодняшней пресс-конференции глава Ростуризма Олег Сафонов заявил, что победителя конкурса определить не удалось. Чиновник отметил, что работа над созданием туристического бренда России продолжится, однако не смог назвать ни сроков, ни критериев разработки этого бренда. Сафонов подчеркнул, что работы, представленные в шорт-листе конкурса, могут быть использованы в разработке турбренда, но какие и как - также не раскрыл.

 


 

Олег Сафонов, руководитель федерального агентства по туризму


Хотелось бы через бренд показать, что у нас страна яркая, интересная, современная, а не просто стереотипы - медведи и балалайки.

Мы осознаем, что только приступили к созданию туристического бренда России. Мы поняли, что нужно привлекать серьезных партнеров - правительство Москвы, холдинг ВГТРК, российское географическое общество и других. Задача перед нами стоит очень сложная, и мы бы хотели, чтобы в ее решении принимали участие граждане страны и профессионалы.

 

 

 

Несмотря на желание Ростуризма привлекать профессионалов, Сафонов не разделяет мнение коммуникационной индустрии относительно открытых конкурсов. Глава ведомства сообщил корреспонденту Sostav.ru, что не может согласиться с позицией отраслевых организаций: Ростуризм остается приверженцем открытых конкурсов, в которых может принимать участие любой житель нашей страны.

Профессионалы брендинга и рекламы, включая фигурантов шорт-листа, проигнорировали обнародование итогов конкурса: на мероприятии присутствовали только чиновники, включая печально известного среди рекламщиков Владимира Черникова, бывшего главу Департамента рекламы и СМИ города Москвы, а ныне - главного по туристической отрасли в столичном правительстве.

 


 

Владимир Черников, руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы


Турбренд пытаются сейчас создать все регионы - Камчатка, Кавказ и других. Очень важно, какое у нас будет туристическое лицо. Хотелось бы, чтобы в этом нам помогли наши партнеры и друзья из географического общества.
 

 

 

Трех участников, чьи работы чиновникам понравились больше всего, было решено наградить туристическими путевками - в Крым, в Сочи и Санкт-Петербург. Одним из обладателей "утешительных призов" стал известный профессионал, арт-директор Студии Артемия Лебедева Эркен Кагаров.

 


 

Эркен Кагаров, арт-директор Студии Артемия Лебедева


Я рад, что мой проект, который я делал в качестве примера возможностей дизайнеров, получил много голосов и высокую оценку жюри. Благодарю всех, кто за него проголосовал! Мне немного жаль, что вторая работа получила меньший отклик. У нее, как мне кажется, есть более перспективная идея, которая могла бы стать основой для стратегии брендинга.

Впрочем, я думаю, к серьезной разработке, где дизайн является воплощением стратегии (по крайней мере такой, которая бы была основой развития), страна еще не готова. Предполагаю, что любой вариант, который удастся согласовать, будет компромиссным. Это не трагедия, это реальность текущего момента.

 

 

Отраслевые специалисты также считают закономерным такое завершение проекта и продолжают настаивать на невозможности проведения столь ответственных мероприятий в формате общенационального выбора и свободного участия.

 


 

Алексей Андреев, управляющий партнер Depot WPF, сопредседатель комитета креативных агентств АКАР, сопрезидент АБКР


Моя позиция была озвучена многократно и она полностью соответствует видению ситуации отраслевыми регуляторами - АКАР и АБКР. Но повторю еще раз: разработкой глобальных проектов по брендингу должны заниматься профессионалы, причем – лучшие из лучших. В своей работе они могут дополнительно привлекать кого угодно, включая чиновников, географическое общество и широкую общественность. Но только не наоборот!

Мы имеем дело, пожалуй, с наиболее ответственным национальным проектом. Проект Ростуризма, учитывая текущие тренды, по сути своей и является брендом России. И здесь прежде всего необходимо создать впечатляющую платформу, разработать позиционирование и учесть интересы всех основных целевых групп: населения, бизнеса, мигрантов, власти, СМИ и самих туристов, в конце концов. Необходимо учесть и использовать в разработке стратегии огромное количество факторов. А уж логотип и слоган – дело десятое.

 

 


 

Олег Бериев, основатель и управляющий партнер Mildberry, со-президент АБКР

 


Задача, стоящая перед Ростуризмом, крайне амбициозна и сложна в реализации. Именно это вынуждает Ростуризм делать проект публичным и открытым для участия. Мне понятны его мотивы, хоть я и не разделяю такой подход. В любом случае, в текущей ситуации непродуктивно требовать от Ростуризма соблюдения индустриально принятого подхода в разработке брендов, а поэтому я бы сфокусировал внимание на поиске путей эффективного завершения проекта. Туристическому бренду России быть, а значит нам как единственной Ассоциации Брендинговых Агентств России, как минимум, необходимо предложить свое содействие, что я как со-президент ассоциации с удовольствием и делаю.