Если вы работает в офисе, ваше начальство, наверное, заставляло вас участвовать в мозговом штурме. По общему мнению, брейншторминг - лучший способ генерировать идеи, и бизнес хочет воспользоваться всеми преимуществами коллективного творчества. Однако польза такого метода все чаще ставится под сомнение.

Главный довод - во время мозгового штурма группа производит меньше идей, чем человек, работающий в одиночестве. Наедине с бумагой и ручкой, без лишней болтовни он занимается брейнрайтингом (brainwriting). Сравнить оба метода предлагает издание Fast Company.

Старый добрый мозговой штурм проник в американские офисы еще в 30-х годах прошлого века, когда Алекс Осборн (сооснователь рекламного агентства BBDO - прим. ред.) описал фирменный прием для поиска творческих решений. С тех пор идею Осборна неоднократно проверяли на прочность.

 

Еще в 1958 году ученые Йельского университета выяснили, что мозговой штурм снижает креативность каждого участника группы.

 


Фото Depositphotos

 

Эти выводы подтверждались психологическими экспериментами. Десятилетия исследований показывают, что группа брейнштормеров выдает гораздо меньше идей, чем то же количество людей, работавших в одиночку и затем обменявшихся своими идеями, говорилось в статье журнала The New Yorker за 2012 год.

Слабое звено брейншторминга - запрет на критику, поскольку разногласия стимулируют рождение идей и повышают продуктивность. Взаимодействие внутри группы позволяет людям развивать мысли других и стимулирует появление новых идей, ранее не рассматриваемых.

Мозговой штурм же предполагает, что, пока говорит один человек, его не перебивают. Это означает, что многим не дадут возможности высказаться, и они за выслушиванием чужих идей забудут собственные.

 

Мозговой штурм - сложный процесс, когда людям приходится слушать, думать, вносить свои предложения, работать с другими участниками, что-то выстраивать - и все это одновременно. Зачастую брейншторминг приносит противоположные результаты, поскольку люди не могут справиться с такой нагрузкой.

 

 

 

 

Неутешительные выводы заставили ученых искать альтернативу мозговому штурму. Теперь они готовы предложить более эффективные техники генерирования идей. Одна из них - брейнрайтинг (brainwriting), когда участники группы не озвучивают свои мысли вслух, а записывают их на бумаге. Потом они передают записи друг другу, знакомятся с ними и продолжают записывать идеи.

Недавно этот метод испытали на практике. Профессор психологии Пол Паулус и его команда работали с сотрудниками IT-компании из первой двадцатки. Лучше всего себя зарекомендовал групповой брейнрайтинг — его участники предложили на 37% больше идей, чем одиночки.

Кроме того, более эффективным оказался сценарий, при котором сначала устраивался групповой брейнрайтинг, а потом каждый человек работал самостоятельно. Очень важно, чтобы индивидуальная работа следовала сразу за групповой, тогда сохраняется стимул, а мозговая активность не рассеивается.

Выяснилось также, что хорошие результаты приносит асинхронный брейнрайтинг, когда участники несколько раз переключаются с групповой работы на одиночную. Контрольная группа занималась обычным брейнрайтингом, другая чередовала индивидуальные сессии (8 мин) с групповыми (3 мин).

В итоге вторая группа выдала в полтора раза больше идей.