В 2007 году стартовала акция «Благотворительность вместо сувениров» как совместная инициатива российских и международных компаний, которые направляют свои «новогодние» сувенирные бюджеты в качестве пожертвований в различные благотворительные фонды.

У ее истоков в России стояла консалтинговая фирма PricewaterhouseCoopers, впервые направившая сувенирный бюджет на благотворительность еще в 2005 году. В дальнейшем так поступали и другие компании: «Тройка Диалог», Издательский дом Independent Media Sanoma Magazines, «Интерфакс», исследовательская компания «Комкон», а также Группа компаний «Ренова» и другие. Сейчас число компаний, присоединившихся к инициативе, превысило 400.

Идея инициативы проста: каждый год тысячи компаний тратят миллионы на закупку подарков для поздравления с Новым годом коллег и партнеров по бизнесу. Круговорот корпоративных сувениров принимает масштаб эпидемии. Когда практика корпоративных подарков только пришла в Россию, получатели таких сувениров радовались и действительно пользовались ими, но сейчас, когда это стало рутиной, большая часть подаренного практически не используется.

Понятно, что «сувенирные» деньги можно использовать куда более продуктивно. Например, 5 000 евро — это пять бутылок элитного коньяка в пересчете на подарки или спасительная операция по удалению опухоли головного мозга в НИИ нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко для одного заболевшего. При этом проблемы получения квот на такие операции в последние годы стоят очень остро, государственных денег не хватает всем нуждающимся.

Участие в инициативе «Благотворительность вместо сувениров» исключительно добровольное. Каждая компания самостоятельно определяет сумму пожертвования и может перепрофилировать «подарочный» бюджет на благотворительные цели как полностью, так и частично. При этом партнеры и клиенты данных компаний получают открытки с сообщением о том, как именно потрачены средства, и предложение присоединяться к благотворительному марафону.

Фонд «Подари жизнь» традиционно является одним из адресатов пожертвований, совершаемых в рамках акции «Благотворительность вместо сувениров». Ежегодно к благотворителям фонда, однажды принявшим решение о перепрофилировании сувенирного бюджета, присоединяются все новые и новые компании.

Один из самых «верных» благотворителей фонда — ООО «Райффайзен Лизинг» — участвует в этой программе уже пять лет. Управляющий директор компании Галина Майер вспоминает, что впервые решение присоединиться к акции было принято на фоне развивавшегося кризиса 2008 года. «Именно в этот непростой период, — говорит Галина Майер, — мы приняли решение об изменении подхода к расходованию бюджета на подарки. Мы упразднили деление подарков на стандартные и VIP, остановив свой выбор на небольших сувенирах в качестве знака внимания и благодарности нашим клиентам и партнерам. В это же время появилась новая для нас статья бюджета — добровольное пожертвование в рамках сотрудничества с благотворительным фондом. С тех пор мы следуем правилу: благотворительные взносы не уменьшаются даже на фоне отрицательных показателей рынка. Если же ситуация благоприятная, размер пожертвования стараемся увеличить».

Благотворители фонда часто проявляют изобретательность. Например, компания «Бизнес Лайтхаус» впервые приурочила свое участие в акции не к новому году, а к пятилетию со дня собственного основания. Рассказывает Александр Долгополов, генеральный директор компании: «Мы присоединились к акции в 2009 году, в марте, когда нам как раз исполнялось 5 лет. На главной странице фонда “Подари жизнь” я увидел просьбу о перечислении денег на операцию мальчику Никите — и по совпадению ему тоже было 5 лет. Я посчитал, что это очень символично, ему пять лет и нам пять. Коллеги тоже очень воодушевились этой идеей, и мы помогли Никите, отказавшись от корпоративной вечеринки». С тех пор каждый год 2 марта «Бизнес Лайтхаус» переводит примерно ту же самую сумму, но уже не адресно, на одного ребенка, а фонду «Подари жизнь». Деньги тратятся по усмотрению руководства фонда.

Выбор адреса, куда пойдут пожертвования,  — всегда сложный процесс, поэтому каждая компания использует в этом вопросе свои подходы. В ООО «Райффайзен Лизинг» основным аргументом является репутация фонда. «Мы единодушно выбрали для сотрудничества фонд “Подари жизнь”, испытывая глубокое уважение и искреннюю симпатию к его учредителям — Чулпан Хаматовой и Дине Корзун, — отмечает Галина Майер.  — Это известные актрисы и прекрасные женщины с большим сердцем, которые находят время и силы помогать больным детям и сумели собрать такой потрясающий коллектив единомышленников».

Иногда компании принимают решение о помощи не одному фонду. Именно такая политика в ЗАО «Мэри Кей». По словам генерального директора компании Аллы Соколовой, российское отделение компании поддерживает сразу несколько благотворительных фондов. При этом пожертвования делаются не только из «сувенирного» бюджета, а накапливаются из различных инициатив компании.

Не редкость, когда сотрудничество благотворителей и фондов, начавшись с небольших пожертвований в рамках акции «Благотворительность вместо сувениров», перерастает в настоящую дружбу, которая позволяет помогать подопечным фондов на протяжении всего года. Например, «Райффайзен Лизинг» не ограничивается пожертвованием раз в год, а активно использует для продвижения инициатив «Подари жизнь» свой сайт, посещаемость которого очень высока. «На главной странице нашего сайта, — комментирует Галина Майер,  — теперь постоянно размещен баннер с логотипом фонда. В зависимости от приоритетной проблемы ссылка с него ведет на ту или иную страницу сайта “Подари жизнь”. К примеру, летом самая актуальная тема — сбор донорской крови, в это время даже пожертвования отходят на второй план. Поэтому при клике на баннер посетители нашего сайта переходят на страницу с призывом сдать кровь для больных детей».

Очень часто руководители компаний сомневаются, стоит ли таким радикальным образом рисковать лояльностью своих партнеров и сотрудников: идеи благотворительности в России еще не распространены достаточно широко, и многие опасаются, что открытка с трогательным текстом вместо «нормального подарка» может вызвать неоднозначную реакцию у адресатов. Однако, как показывает практика жертвователей фонда «Подари жизнь», эти опасения напрасны. Алла Соколова говорит, что партнеры «Мэри Кей» с первого же года участия компании в акции «Благотворительность вместо сувениров» восприняли открытку очень позитивно. О том же рассказывает и Александр Долгополов из «Бизнес Лайтзаус». Галина Майер уверена, что «хотя общество еще не совсем готово к акциям, подобным “Благотворительности вместо сувениров”, но со временем осознание того, что компания потратила средства не на эксклюзивные подарки, а на спасение чьей-то жизни, найдет отклик в душе каждого человека, прочитавшего скромную открытку, и вдохновит на собственные благотворительные жесты».

Для фонда «Подари жизнь» ежегодные акции «Благотворительность вместо сувениров» — это не только уникальный шанс единоразово помочь многим детям и обеспечить их необходимыми лекарствами или оплатить операции. Самое важное — это постоянное расширение круга вовлеченных в благотворительную деятельность, благодаря которому фонд может финансировать не только адресные потребности отдельных детей, но и мощные исследовательские и диагностические проекты, реализация которых помогает не кому-то одному, а очень-очень многим.