Месяц назад завершился VI Международный Фестиваль маркетинга и рекламы «Белый Квадрат». Об его итогах мы побеседовали с продюсером Фестиваля «Белый Квадрат», членом Совета Ассоциации Рекламных Организаций Беларуси Аленой Устинович.

- Оправдал ли прошедший Фестиваль ваши ожидания как организаторов по количеству и уровню представленных на Фестиваль работ?

- Да, VI Фестиваль стал рекордным в нескольких отношениях. Так, в конкурсной программе в этом году участвовало 1603 работы, что на 138 работ больше, чем в прошлом году, и мы рады тому, что количество и качество поданных работ ежегодно растет. Фестиваль собрал представителей профессионального сообщества из 21 страны мира, общей численностью свыше 700 человек. Борьба за награды VI «Белого Квадрата» была напряженной. Из 1603 работ, поданных на Фестиваль, финалистами, вошедшими в шорт-листы, стала 351 работа, призерами - 213. Это работы, на которые действительно стоит равняться, работы, которые демонстрируют тренды года.

- Ежегодно мы слышим хорошие отзывы об организации Фестиваля. Как вам это удается, ведь креативный мир далек от четких правил и предписаний?

- Действительно, организовать Фестиваль – непростая и трудоемкая задача, требующая времени и усилий, ведь ни для кого не секрет, что, с первого Фестиваля, «Белый Квадрат» взял высокую планку состава жюри, хедлайнеров образовательной программы, которую мы ни в коей мере не снижаем, а наоборот, поднимаем и развиваем с каждым годом. Подготовка к судейству такого количества конкурсных проектов, тоже, безусловно, колоссальный пласт работы. Поэтому подготовительная работа ведется задолго до начала Фестиваля. На мой взгляд, у нас все получилось, благодаря совместным усилиям организаторов, партнеров, участников, членов жюри и сложившемуся особому отношению к «Белому Квадрату» как проекту, который за годы своего существования продемонстрировал не только свою творческую состоятельность, но и амбициозность, открытость, беспристрастность и объективность. В дни, когда проходит Фестиваль, я понимаю, какая на самом деле фундаментальная работа была проделана, и очень приятно осознавать, что ее ценят.

- Каковы основные критерии судейства конкурсных работ у жюри Фестиваля «Белый Квадрат»?

- Выбор жюри – всегда большая ответственность и перед участниками, и перед всем профессиональным сообществом. Мы ориентируемся на рекомендации отраслевых ассоциаций стран-участниц Фестиваля, каждый год приглашая наиболее ярких представителей с активной позицией, обладателей престижных наград многих известных международных фестивалей рекламы. В каждом из восьми основных составов жюри работает от 7 до 12 человек, которые являются представителями рекламных, коммуникационных агентств, а не рекламодателей, что гарантирует объективную профессиональную оценку работ. Творческая идея, качество ее реализации, то новое, чем можно удивить столь искушенный мир рекламного сообщества, являются доминирующими критериями со стороны жюри. Здесь не столько имеет значение масштабность проекта или бюджет продакшена, сколько креатив. Награда Фестиваля «Белый Квадрат» - свидетельство высокого уровня заложенной в работе или проекте творческой идеи, креативной концепции, которые могли быть реализованы даже при небольших бюджетах рекламодателей. Судейство на «Белом Квадрате» регламентируется Положением о работе жюри, которое открыто и доступно всем участникам на официальном сайте Фестиваляwww.adfest.by .

- Многие фестивали отказались от проведения открытых защит работ в конкурсах маркетинговых сервисов и медиа-проектов, а вы по-прежнему сохранили этот формат? Какие сложности при организации существуют, и какие плюсы открытой защиты вы видите для участников фестиваля?

- Организовать открытую защиту конкурсных проектов действительно непросто, поскольку временные рамки достаточно сжаты. Ни для кого не секрет, что участники загружают свои работы на любой Фестиваль в последние дни дедлайна, поэтому действовать нужно оперативно. В этом году было особенно сложно, так как после проведения преселекшена и составления тайминга открытых защит, желающих приехать на Фестиваль оказалось втрое больше, чем в предыдущие годы. Это стало известно буквально за два дня до начала работы Фестиваля. Отказать участникам мы не могли и не имели права, поэтому сделали все возможное, чтобы каждому желающему выступить была предоставлена такая возможность. В свою очередь, членам жюри пришлось работать в очень интенсивном и жестком режиме, до полуночи, ответственно оценивая каждую представленную работу, за что я их еще раз искренне благодарю. Что же касается объективных плюсов открытой защиты, то для Беларуси этот формат имеет важный образовательный момент. Помимо того, что он создает на фестивале живую атмосферу обмена профессиональным опытом, это прекрасная возможность для участников соотнести опыт коллег с собственными стратегиями. Ведь миссия Фестиваля – развитие цивилизованного коммуникационного пространства Беларуси, расширение рекламного рынка, соответствие профессиональных стандартов белорусского рекламного сообщества сложившимся высоким стандартам СНГ и Европы. Мы сохраним и будем совершенствовать формат открытой защиты на Фестивале, обеспечив более комфортные условия для работы жюри и участников. При этом, конечно, придется ввести более жесткие критерии к преселекшену.

- Как известно, сейчас в Беларуси проходит Чемпионат мира по хоккею, объединивший хоккейных фанатов из разных стран. Что можно сказать о командных итогах рекламистов разных стран VI Фестиваля «Белый Квадрат»?

- Всего на «Белом Квадрате» в этом году 213 призовых мест. Из них 32 золота, 44 серебра, 64 бронзы в командном зачете России; 8 золота, 14 серебра, 21 бронза в командном зачете Украины; 4 золота, 3 серебра, 7 бронз в командном зачете Беларуси. Именно эти три страны традиционно составляют тройку лидеров Фестиваля. Два Гран-при VI «Белого Квадрата» были присуждены агентствам Wieden+Kennedy, Нидерланды и Geometry Global, Россия. Креативным агентством Беларуси стало агентство NEF. Второе место в командном зачете победителей занимает Украина. Креативным агентством стало агентство banda из Украины, получившее наибольшее количество наград. Лидером по количеству наград и набранных баллов стала Россия. Креативным агентством России - РА «Восход», которое в общий зачет российской сборной внесло максимальное число победных баллов.

- Что бы вы хотели пожелать агентствам-участникам Фестиваля?

- Прежде всего, мне бы хотелось выразить признательность за хорошие идеи, интересные работы, представленные на Фестивале, независимо от того, стали они победителями или нет. В очередной раз спасибо за хорошую работу и фирменный стиль Tomatdesign. Хотелось бы поблагодарить информационных партнеров и ассоциации АКАР, РАМУ, АБКР, ВРК, поддержавшие Фестиваль и способствующие развитию рекламных рынков СНГ и рекламного рынка в целом. Как известно, «Белый Квадрат» проходит ежегодно в апреле и открывает фестивальный сезон. Искренне желаю всем побед в течение года на ближайших Фестивалях СНГ и Европы и хороших клиентов для создания по-настоящему интересных работ.