Иллюстрация Depositphotos

 

Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) подвела итоги уходящего года. Организация провела исследование в области тендерной политики и зафиксировала заметный спад тендерной активности консультантов. При этом, несмотря на экономический кризис, многие агентства по-прежнему готовы участвовать в "бесплатных" тендерах из-за высокого уровня конкуренции.

Респондентами исследования выступили 29 PR-агентств, которые являются членами АКОС. По словам представителей организации, цель исследования - отразить современную ситуацию в тендерной политике в сфере PR в России и выявить нарушения со стороны заказчиков при проведении тендеров.  

 

Бесплатные тендеры

Исследование показало, что серьезный экономический кризис, который сейчас переживает российский коммуникационный рынок, не побудил PR-агентства отказаться от участия в неоплачиваемых тендерах. По данным АКОС, за 2014 год 35% агентств представили креативные разработки в рамках тендера без бюджета. 62% респондентов иногда участвовали в "бесплатных" закупках, и только 3% агентств отказывались создавать креативные идеи без бюджета.      

В 2012 году подобные показатели были еще выше: бесплатный креатив в рамках тендеров разрабатывали 45% агентств, а от участия в закупках на безвозмездной основе не отказывался никто.

Что касается компаний, то каждый второй организатор тендера, по мнению 30% рынка, требует бесплатных креативных идей и стратегий. 

 

 

Топ-5 факторов, влияющих на приглашение агентства к участию в тендере

По мнению заказчика, самым важным фактором является наличие опыта аналогичных проектов у агентства. Далее идут проактивность подрядчика и низкая цена на услуги. Большую роль играют симпатия и доверие к команде, а также членство в отраслевых организациях АКОС и РАСО.

По мнению агентств, для приглашения в закупку необходим успешный опыт работы с компанией, которая проводит тендер, а также известность на рынке. На третьем месте - рекомендации коллег, на четвертом - доступность и прозрачность информации о компании. Еще одним важным фактором агентства считают наличие опыта работы с заказчиком без выигранного тендера. 

Динамика факторов, влияющих на принятие решения агентства участвовать в тендере

 

По результатам исследования АКОС серьезно упала тендерная активность компаний-консультантов. В 2014 году в более чем 50 тендерах участвовало 15% агентств-членов АКОС. При этом, двумя годами ранее этот же показатель равнялся 25%.

Динамика числа тендеров, в которых приняли участие члены АКОС

 

Нарушения при проведении тендеров

По данным АКОС, за прошлый год 33% организаторов тендеров не выбрали победителя. В 2012 году аналогичный показатель составлял 29%. При этом почти в два раза снизилось количество некорректно проведенных тендеров, что, по мнению авторов исследования, является показателем эффективной работы тендерного комитета. 

АКОС выбрал компании и бренды, которые проводили тендеры наиболее корректно и профессионально.

 

Фиктивные тендеры

54% опрошенных заявили, что за 2014 год сталкивались с фиктивными тендерами часто, а 8% - очень часто. 38% назвали фиктивную закупку редким явлением в своей практике. Никто из респондентов не ответил, что никогда не имел дела с фиктивными тендерами. 

Признаки фиктивных тендеров

 

Ольга Дашевская, руководитель комитета АКОС по тендерной политике в области PR

В 2015 году мы провели отраслевое исследование, в котором сравнили тенденции закупочной политики на рынке за последние 3 года. Для этого мы опросили ключевые PR-агентства страны, на которые приходится более 60% российского рынка услуг в сфере связей с общественностью.

Лично меня приятно удивило то, что при возросшем количестве приглашений в тендеры, Агентства стали разборчивее: менее 15% членов АКОС в течение 2014 года приняли участие в более 50 тендерах. Произошел заметный спад тендерной активности консультантов, он составил 10%. Надеемся, что снижение продолжится, так тендерная процедура – затратная часть для агентств. Совершенно не составляет труда оценить тот или иной проект и описать общие подходы к работе, но число конкурсов с такими требованиями минимально. А постоянно отвлекать ресурсы на большие креативные разработки невыгодно.

Гостендеров стало больше: в 2012 году их число составляло всего 8%, в 2014 году оно возросло до 20%.