В кризисные времена, на фоне сокращения компаниями расходов и издержек, часто обостряются отношения между работником и работодателем. Не является исключением и рекламная отрасль, переживающая сейчас не лучшие времена. Конфликты случаются повсеместно, однако крайне редко они становятся достоянием общественности, и еще реже - предметом судебных разбирательств с привлечением СМИ.

Подобная история произошла с известным на рынке креативным агентством MILK, точнее с одним из юрлиц, использующих данный бренд. Сотрудник компании «МИЛК.Креативная студия», с которым связаны основатели MILK, привлек своего работодателя к суду, обвинив его в задолженности и в выплате зарплат по серым схемам. Каким образом развивался конфликт, разбирался Sostav.ru.

Независимое российское агентство MILK появилось на рынке в 2006 году, оно было запущено Сергеем Улыбабовым, Ильей Смолиным и Александром Овчинниковым. Среди его клиентов: «Озон», ВТБ24, Ferrero (Kinder, Rafaello), Unilever («Черный жемчуг»), «Снежная королева», Actavis («Спазмалгон»), «Мечта хозяйки», SABMiller («Золотая бочка»).

Успешный бренд с серьезной историей и признанием на рынке оказался втянутым в неприятную историю с судебным разбирательством. Её инициатором выступил Виктор Курастиков, который занимает в в компании «МИЛК.Креативная студия» позицию старшего копирайтера. Он не только обвинил своего работодателя в невыполнении контрактных обязательств, но и в выплате зарплат при помощи «конвертных» схем.

 

 

Курастиков ранее работал в таких агентствах, как Leo Burnett, e:mg, BBDO и Grey. В ноябре прошлого года он получил предложение от «МИЛК.Креативная студия» о найме на работу. В переписке (есть в распоряжении Sostav.ru) предлагалась позиция старшего копирайтера c зарплатой в размере 110 тыс. рублей в месяц "чистыми", и возможностью увеличения до 120 тыс. Однако в трудовом договоре руководство прописало совсем другие условия.

Согласно документу, который был заключен между ООО «МИЛК.Креативная студия» и Виктором Курастиковым (также имеется в распоряжении Sostav.ru) сотруднику установили ежемесячный оклад 28 тыс. рублей, что составляет только пятую часть от оговоренного ранее. Остальные 80% Курастикову выплачивали на руки в конверте (сканы конвертов он также предоставил), заявил собеседник.

Несмотря на такие условия, Курастиков приступил к работе. Однако уже с февраля этого года в агентстве стали задерживать с выплатой «серой» части зарплаты, а с марта и совсем перестали её выплачивать, рассказал собеседник нашему корреспонденту. Креативщик отметил, что с такой же проблемой столкнулись и его коллеги, которые так и не получили «серую» часть зарплаты за март и апрель.

По словам Курастикова, попытки добиться выплаты долга привели к обострению конфликта: сразу несколько сотрудников, включая нашего собеседника, получили заполненные заявления на увольнение по собственному желанию с 6 июля 2015 года. Задолженность перед сотрудниками агентство предложило зафиксировать в договоре подряда, согласно которому сотрудник обязуется выполнить установленный объем работы, а агентство за это выплатит ему оставшуюся задолженность. По факту от сотрудника не ждали выполнения этой работы и даже обещали оформить акт сдачи-приемки работ, пояснил Курастиков.

Со слов собеседника, семеро из восьми сотрудников согласились с такими условиями, однако Курастиков предложил руководству сесть за стол переговоров. «Я отказался от варианта, предложенного в агентстве, так как просто не имел возможности поступить иначе: у меня жена и маленький ребенок. Мои диалоги с руководством в лице Сергея Улыбабова (один из основателей агентства MILK и генеральный директор юрлица ООО «МИЛК» - прим.ред) и Александра Овчинникова (гендиректор второго юрлица, работодателя Курастикова - прим. ред.) закончились тем, что мне сказали: «Денег у нас нет. Если хочешь, можешь идти в суд», - рассказал копирайтер.

Хитросплетения юрлиц

Согласно данным базы налоговой службы. ООО «МИЛК» владеет на 100% ООО "ХЭД", которое принадлежит на паритетных началах Улыбабову и Овчинникову (по 50%). ООО "ХЭД" зарегистрировано по адресу на улице Ольховской в Москве, где также располагается только что образованное  ООО "МИЛК. КРЕАТИВНОЕ АГЕНТСТВО" (дата регистрации - 3 августа 2015 года). 6 августа 2015 года ООО «МИЛК. КРЕАТИВНАЯ СТУДИЯ» - работодатель Курастикова - меняет своих владельцев: 10% получает ООО "ХЭД", 40% - сейшельская компания "ТУЛИКУДА КОНСАЛТИНГ ЛИМИТЕД", и 50% - Овчинников.

После месяца попыток найти общий язык с руководством агентства, Виктор все же принял решение обратиться в суд: он подал исковое заявления в суд, межрайонную прокуратуру, трудовую инспекцию (копии имеются в распоряжении Sostav.ru) на своего работодателя ООО «МИЛК.Креативная студия». Согласно заявлениям, рекламщик обвиняет своего работодателя в нарушении трудовых прав и свобод, выплаты основной части заработной платы сотруднику незаконным путем в конвертах, а также в систематических задержках выплаты зарплаты.

К исковому заявлению, которое было передано в суд, рекламщик приложил копию трудового договора, который был заключен с ООО «МИЛК.Креативная студия» в лице генерального директора Александра Овчинникова, копию выписки из трудовой книжки, согласно которой рекламщик был принят на работу в ООО «МИЛК.Креативная студия», распечатку фотографии конверта, в которых он получал не указываемую в ведомостях часть заработной платы, копию предложения о работе, распечатку переписки с отделом кадров с ООО «МИЛК.Креативная студия», копию договора об оказании услуг, предложенного работодателям.

В прошлый четверг, 13 августа, районный суд и межрайонная прокуратура города Москвы приняли заявления к рассмотрению. Стоит добавить, позицию истца поддерживают показания еще двух сотрудников агентства, имена которых на данном этапе мы не можем раскрыть.

Сергей Улыбабов утверждает, что компания ООО «МИЛК», которая работает под брендом MILK, не имеет отношения к данному иску. «Наша компания является добросовестным участником гражданского оборота и ведет свою деятельность в полном соответствии с действующим законодательством, в т.ч. трудовым. Это подтверждается тем, что в настоящее время не имеется каких-либо гражданско-правовых споров с участием нашей компании и отсутствуют какие-либо претензии к нашей деятельности, как со стороны контрагентов и работников, так и государственных органов», - заявил он Sostav.ru.

По словам Улыбабова, «ассоциация с одной стороны ООО «МИЛК», а с другой - ООО «МИЛК.Креативная студия» является недобросовестной и вводит в заблуждение, что может причинить вред бизнесу». Гендиректор компании считает действия Курастикова «злонамеренными, недобросовестными и провокационными». Он намерен обратиться в суд в связи с неправомерным использованием сотрудником изображения, фирменного наименования и логотипа MILK. С Александром Овчинниковым Sostav.ru связаться не удалось.

Кто прав, кто виноват в данной ситуации, будет разбираться суд. Однако она выявляет серьезную для рынка проблему: кризис больнее всего ударил по независимым креативным агентствам, которым без поддержки сети или медийного бизнеса сложно выстоять. История является уроком и для сотрудников агентств: несмотря на финансовую нестабильность, не стоит соглашаться на «серые» схемы, лишающие справедливого вознаграждения в случае сокращений.