Иллюстрация РИА Новости

 

Аналитический департамент Sberbank CIB - Sberbank Investment Research опубликовал очередной обзор потребительского поведения и настроений российского среднего класса, который носит название «Потребительский индекс Иванова».  

Результаты последнего исследования указывают на снижение индекса потребительской уверенности до минус 7% в сентябре по сравнению с показателем минус 6% за второй квартал 2014 года. Такой результат связан с усилением опасений, связанных с инфляцией, безработицей и ослаблением рубля на фоне геополитической напряженности и слабого макроэкономического фона.

Доля покупателей, чувствительных к уровню цен, в сентябре выросла до 69% с 68% в июне. При этом, за исключением снижения потребления товаров, запрещенных к ввозу в РФ в ответ на санкции, других существенных признаков желания сэкономить путем покупки более дешевых продуктов нет. Доля тех, кто сократил потребление товаров не первой необходимости, осталась на уровне второго квартала 2014 года.

Влияние запрета на ввоз отдельных продуктов питания ощутили на себе 52% опрошенных – либо в виде повышения цен, либо дефицита продуктов. Из-за этого 38% респондентов были вынуждены скорректировать привычную продуктовую корзину, снизив потребление «запрещенных» продуктов или найдя более дешевую замену. Опрошенные отметили наиболее существенный рост цен на мясо и рыбу (соответственно на 10,8% и 10,6%), а также на фрукты (7,1%), молочные продукты (6,6%) и овощи (5,4%).

Продовольственная инфляция в целом составляет 11,5%, хотя рост цен в публичных розничных сетях менее значителен - всего 6,2–6,7% относительно уровня годичной давности. Это позволяет предположить, что крупнейшие розничные сети увеличили предложение товаров по выгодным ценам на 4–5%.