Фото из личного архива

 

Автором новой колонки «5 секретов Яндекса» выступил один из наиболее активных комментаторов предыдущих выпусков проекта, руководитель SEO-службы digital агентства «Мир рекламы» Дмитрий Лунин. Эксперт считает, что секрет успешного продвижения в поиске – в сбалансированном и равном внимании ко всем основным группам факторов: юзабилити, внутренней оптимизации, внешнего оптимизатора и контента.

1. Цель сайта

Как мы видим на представленной ниже инфографике, основополагающим «звеном» является выбор цели сайта. Именно от него будут зависеть все остальные элементы системы. Поэтому на этом этапе мы должны определить не только базовые вещи: адрес сайта, регион продвижения и ключевые слова, но и цели продвижения – позиции, трафик, заявки, звонки и другие лиды.

Правильный выбор цели зависит от специфики бизнеса: так, например, для интернет-магазина основным результатом продвижения может быть рост количества заявок (или сразу продаж) с переходов пользователей на сайт из поисковых систем. Для небольшой частной компании наверняка значимым будет рост количества звонков.

Это основа и без определения целей, сроков, показателей оценки результатов работы по продвижению сайта не возможна системная работа над другими факторами. Точнее, работа возможна, но не будут соблюдаться логические зависимости от тех или иных действий/рекомендаций оптимизаторов по продвижению к цели создания сайта, к цели бизнеса.

Несмотря на то, что цель создания сайтов наших клиентов, казалось бы, одна и та же – увеличение продаж, путей по достижению этой цели великое множество, но чтобы минимизировать затраты, необходимо четко определиться с целью продвижения. 

С точки зрения поисковых систем все точно так же: Яндекс для каждого типа бизнеса, типа сайта и ключевых слов может применять совершенно разные настройки алгоритмов ранжирования.

Асессоры также могут следовать разным правилам при оценке сайтов в зависимости от цели создания сайта, а эти оценки будут учтены Матрикснетом (MatrixNet - новый метод машинного обучения Яндекса, прим. автора) при формировании очередного алгоритма ранжирования.

 

2. Внутренняя оптимизация

Основной секрет в «уровнях» оптимизации, а их несколько, и многие про них просто забывают. Уровни такие – Сервер, Сайт, Страницы. На уровне сервера чаще всего разработчики сайта и следом за ними оптимизаторы забывают настроить ответ сервера на запрос робота поисковой системы под названием Last-Modified. Спецификацией rfc2616 к протоколу HTTP определено, что робот поисковой системы может запросить у Сервера дату последнего изменения страницы сайта.

Как пишет сам Яндекс про ненастроенный Last-Modified, «робот не сможет получить информацию о том, обновилась ли страница сайта с момента последнего индексирования. А так как число страниц, получаемых роботом с сайта за один заход, ограничено, изменившиеся страницы будут переиндексироваться реже».

Чем это чревато? Если у Вас интернет-магазин с большим количеством страниц без настроек даты их изменения, поисковая система проиндексирует лишь ограниченное количество страниц без определения были они изменены или нет. Таким образом, действительно обновленные страницы могут остаться без индексации, что может грозить и потерей позиций и трафика соответственно.

Приведенная выше ситуация с Last-Modified показывает лишь наиболее яркий и забытый уже пример того, как легко нарушить баланс факторов, просто забывая о них и их влиянии на индексацию, ранжирование и выполнение целей создания сайта.

3. Контент (информационное наполнение)

Всё множество факторов, влияющих на позиции в поисковых системах каждого конкретного сайта по каждому конкретному запросу, можно сгруппировать в набор основных требований к контенту. Требования известные, но перепроверьте себя – все ли они вместе выполняются для вашего сайта?

Уникальность. Не требует пояснений, так же как и целесообразность создания и размещения уникального контента не подвергается сомнениям.

Актуальность. Чуть менее явное требование к контенту, но не менее важное. Устаревшая информация всегда будет проигрывать новой и актуальной в каждой конкретной ситуации – пользователь всегда задает запрос в поисковые системы в контексте конкретной ситуации.

Полнота. Это тот фактор, про который забывает большинство. Именно полнота содержимого страницы, на которую перешел пользователь с поискового запроса, гарантирует цельное и разностороннее «раскрытие темы».

Если у вас интернет-магазин, предоставьте пользователям возможности «сравнить» продукцию, ознакомиться с отзывами, также показывайте аналоги продукции или дополняющие товары («с этим товаром покупают так же»). А уж про необходимость предоставить информацию о формах, вариантах оплаты и доставки и упоминать не стоит.

4. Внешняя оптимизация

Легко представить ситуацию естественного, нормального развития любого сайта… когда ссылки на такой сайт появляются неравномерно и чаще сумбурно, под влиянием факторов, которые поисковые системы будут считать естественными. С развитием и «бумом» социальных сетей, ссылки и упоминания появляются также и в них не менее естественным образом.

Искусственное же размещение ссылок никто не запрещает и за него поисковые системы не накажут, но оно вполне допустимо лишь с тематических ресурсов - форумов и блогов, например.

Самое главное, что важно понимать – это должно быть естественное размещение. Кроме того, каждая ссылка должна быть кликабельной (не по сути, а по статистике – по ней должны быть клики и переходы на сайт). Если же по ссылке не кликали в сравнении с другими и вообще по сайту, то поисковые системы (Яндекс в том числе) могут сделать вывод о попытке манипулирования результатами выдачи и не учитывать такую ссылку вовсе.

Используйте все возможности интернета - их предостаточно для того, чтобы с течением времени сформировать на свой (продвигаемый) сайт естественный и работающий ссылочный профиль.

5. Юзабилити и поведенческие факторы

Важно понимать различие между поведенческими факторами внутри сайта и поведенческими факторами в результатах выдачи поисковой системы. Что касается последних, поисковые системы ежедневно дают пользователям миллионы ответов на их запросы, поэтому не считать клики пользователей по результатам выдачи поисковая система себе позволить не может. Это своего рода «обратная связь» - оценка пользователями результатов выдачи, а значит и оценка результатов работы алгоритма ранжирования. Я дам рекомендации, как сделать правильный сниппет и коснусь только лишь текстовой его части.

Еще на первом шаге мы определили ключевые слова сайта, посадочные страницы под каждый ключевик и уже тогда сделали предположение о том, как будем настраивать каждую конкретную страницу сайта. Нам остается лишь попробовать манипулировать сниппетом, и тут можно следовать правилу: часть текста страницы, которую хотим сделать сниппетом, должна содержать поисковый запрос в точной словоформе, причем:

- в окружающем тексте нет ключевых слов ближе, чем на 10-20 слов;

- указанная часть текста дополнительно содержит неизвестные поисковикам ключевые слова (название компании и/или особую характеристику значения ключевого слова);

- текст будущего сниппета является ответом пользователя на запрос, пусть и в короткой форме.

Секретного ингредиента нет

Самое важное – равное внимание каждому фактору и их баланс, поэтому предложенная система и называется – «Сбалансированные показатели сайта». На рисунке необходимо увидеть объединяющий все элементы круг – Постоянный рост всех показателей, а также стрелки взаимовлияния одного фактора на другой и смену влияний при смене целей сайта.

Таким образом, только постоянная и системная работа над сайтом в строгом соответствии с целями его создания может являться единственным, пожалуй, секретом Яндекса для успешного попадания в топ-10.