08.11.2012

Лекарство от всего, дорого

Каково отношение в рекламе БАДов и их влияние на рекламный рынок?

Иллюстрация Fotolia

Ругать биологически активные добавки в последнее время стало правилом хорошего тона, и эту тенденцию можно понять. За большие деньги при помощи рекламных приемов продаются препараты, которые преподносятся как «панацея от всех болезней». На самом же деле такая продукция не только не оказывает лечебного эффекта, но и часто ухудшает здоровье потребителей, чему подтверждением являются многочисленные иски обманутых граждан. Власти пытаются запретами и санкциями урегулировать ситуацию с БАДами, но до сих пор она остается сложной. Sostav.ru решил проанализировать, какое влияние БАДы оказывают на медиарекламный рынок и каково отношение людей к рекламе подобных препаратов.

По оценке агентства Media First (на основе данных TNS Media Intelligence, проект AdEx) на категорию «Лекарства и БАД» приходится 11% всех рекламных бюджетов. За 3 квартала текущего года в этой категории на рекламу было затрачено порядка 18,5 млрд рублей, из которых 4,6 млрд рублей приходится на биологически активные добавки. Обгоняет категорию «Лекарства и БАД» только сфера ритейла, доля рекламных бюджетов которой составляет 14,7% по данным на текущий момент. Все остальные сферы - красота, транспорт, продукты питания, кондитерские изделия и напитки, финансы, связь, бытовая химия - обладают меньшими рекламными бюджетами.

Лекарства и БАД за последние 2 года сохраняют стабильные рекламные объемы: данные за аналогичные периоды 2011 и 2012 годов примерно одинаковы. Если же немного углубляться, то обнаруживается резкий скачок: в 2011 объемы рекламы БАД вырос на 40% по отношению к 2010 году. В целом на БАД стабильно приходится четвертая часть всех денег, которые тратятся на рекламу медицинских препаратов и лекарств.

Большая часть рекламных бюджетов приходится на телерекламу, причем доля ТВ в медиамиксе еще увеличилась в прошлом году. Следом за голубыми экранами следует пресса, а на радио-рекламу приходится менее 10% затрат. Основным рекламодателем является компания «Эвалар».


ИНФОГРАФИКА

Однако в скором времени ситуация должна коренным образом измениться: депутаты Госдумы подготовили изменения в закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов». В соответствии с поправками, продажа БАД в аптеках должна быть запрещена. Добавки приравняют к продуктам питания и переместят на полки продуктовых магазинов.

Инициатором поправок выступает председатель комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников. Таким образом парламентарии надеются уничтожить ложное отношение к добавкам как к эффективным лекарственным средствам.

КАК БАДЫ НАРУШАЮТ ЗАКОН


Что касается отношения общественности к добавкам, его специально для Sostav.ru выяснила директор по исследованиям компании ProfiOnlineResearch Мария Алексейчук.

Женщины относятся к БАД лучше, чем скептично настроенные мужчины: 40% женщин уверены в пользе БАД, а 30% мужчин убеждены в обратном. Причем прекрасная половина человечества не питает иллюзий и понимает, что БАД не излечивает тяжелые болезни - только 3% женщин уповают на чудесное излечение.

Большинство женщин считают, что рекламировать можно только те добавки, найти которые можно в аптеке. Женщины в целом более осведомлены в вопросах питания и здоровья. Они лучше мужчин помнят, в каких источниках они видели рекламу БАД. Вероятно, это связано с тем, что они в целом более компетентны в данной теме. Они склонны считать, что реклама БАД допустима (41%), и эта позиция вновь расходится с той, которой придерживаются мужчины - 38% ответили отрицательно, 35% воздержались от ответа.

Почти половина из опрошенных мужчин склонна считать БАД обманом потребителей (46%), солидарны с ними молодые люди и представители старшего поколения. Лучше к добавкам относятся люди среднего возраста, признались, что сами употребляют пищевые добавки 21% женщин и 12% мужчин.

Ксения Вознюк, Sostav.ru