22.10.2012

На правах рекламы

5 аспектов, которые нужно знать маркетологу при заказе продвижения бизнеса в социальных сетях (SMM)

Услуга SMM за последний год стала настолько популярной, что практически все интернет-агентства включили ее в свой перечень. Вместе с тем количество недовольных заказчиков, которые обожглись на этой услуге, также возросло. «Социальные сети – пустая трата денег!» – такое часто можно услышать от предпринимателей, выбравших неудачное агентство, которое не смогло решить поставленную задачу.

Встает логичный вопрос: как выбрать агентство, которое может с вложенных X рублей получить Y рублей прибыли? И что нужно знать для того, чтобы выбрать такое агентство сразу, без лишних финансовых и временных затрат? Именно этим вопросам посвящена данная статья.

1. Целесообразность продвижения бизнеса в соцсетях 

Если спросить у некоторых специалистов по SMM о том, как они видят стратегию продвижения бизнеса в соцсетях, то в большинстве случаев повторяется один и тот же ответ: «Создать группы в Facebook и ВКонтакте, а затем раскручивать их». И все бы ничего, если бы не два важных фактора:

  1. Не каждый бизнес можно продвигать через социальные сети в принципе.
  2. Зачастую продвижение только в Facebook и ВКонтакте нерезультативно ввиду специфичности бизнеса.

К примеру, нет никакого смысла продавать станки с ЧПУ через социальные сети ввиду специфичности товара. Или предлагать оптовые поставки строительных материалов. Но нет, каждый день появляются сотни групп и страниц, предлагающих товары и услуги, неинтересные пользователям социальных медиа.

Конечно, при несложных технических махинациях можно довести количество участников в группе до сотен тысяч, но какой в этом толк, если не будет обратной связи и продаж? Вот и получается, что бюджеты сливаются, а результат отсутствует. Отсюда и разочарование.

Итак, для эффективного продвижения бренда в социальных сетях нужно, чтобы выполнялись два условия:

  1. В социальной сети находилась целевая аудитория, заинтересованная в товарах и/или услугах бренда.
  2. Целевая аудитория была готова к взаимодействию с брендом.


Возьмем, к примеру, рынок промышленного оборудования. Предположим, что целевая аудитория рекламируемого бренда – это люди с высшим техническим образованием, 40–50 лет.

Если для продвижения такого бизнеса создавать группу во ВКонтакте, то велика вероятность, что она будет малоэффективной, ввиду того что средний возраст пользователей этой социальной сети составляет 14–30 лет.

Кроме того, подавляющее большинство людей заходят в социальные сети для того, чтобы общаться с друзьями и родными, развлекаться, узнавать новости и т.д. Вот почему даже если пользователь потенциально заинтересован в коммерческой информации, то он может ее не воспринять должным образом просто потому, что преследует другие цели. И это нужно учитывать.

Или еще один пример: для продвижения услуг в сегменте B2B отлично зарекомендовала себя социальная сеть LinkedIn, однако лишь единичные агентства берутся за раскрутку в этом медиапространстве, потому что такая задача более тонкая и емкая, в отличие от раскрутки групп в «традиционных» социальных сетях.

Самыми популярными отраслями для раскрутки в социальных медиа являются:

—   авто;

—   телекоммуникации;

—   бытовая и потребительская электроника;

—   продукты и напитки;

—   ресторанно-гостиничный бизнес и туризм;

—   ретейл;

—   одежда и обувь;

—   интернет и стартапы;

—   развлечения.

2. Выбор социальных сетей 

Выбор социальной сети для продвижения, как правило, определяется сферой бизнеса и решаемой задачей. Функционально социальные медиа можно разделить на 6 групп:

  1. Сервисы для публикации текстов: блог-платформы (WordPress, Livejournal, Blogger), микроблоги (Twitter, Футубра), новостные ленты (FriendFeed, Tumblr, Posterous), Wiki-сервисы (Wikipedia, Wikia, Wetpaint).
  2. Сервисы для публикации медиаконтента: видео (YouTube, RuTube, Vimeo), фото (Instagram, Flickr, Picasa), ссылок (Delicious, Digg), музыки (Last.fm, Spotify, SoundCloud), документов (SlideShare).

  3. Сервисы, связанные с коммерцией: Blippy, Groupon, LivingSocial.

 

  1. Геолокационнные сервисы: Foursquare, Альтергео, Facebook Places, Google Places.

  2. Социальные сети: для знакомств (Мамба), профессиональных контактов (LinkedIn), «традиционные соцсети» (Facebook, ВКонтакте, Одноклассники).

  3. Игровые сервисы: Zynga, Steam.

Каждая социальная сеть имеет свою специфику. Так, например, игровые сервисы активно используются в контексте игрового маркетинга, коммерческие сервисы – для продвижения регионального бизнеса и т.д.

Заказывая услуги SMM, убедитесь, что агентство собирается использовать соцсети, актуальные для вашего бизнеса.

3. Коммерческий эффект

В большинстве случаев раскрутка в социальных сетях влияет на продажи косвенно. Другими словами, она позволяет познакомить пользователей с брендом, вызвать доверие и управлять репутацией компании.

В свою очередь, потребители покупают у тех, кому они доверяют. Вот почему процесс продажи товаров и услуг можно рассматривать как косвенный, т.е. создаются благоприятные условия, благодаря которым уже возрастают продажи.

Как правило, продвижение в социальных медиа сводится к трем глобальным задачам:

  1. Донести до пользователей информацию о бренде и его сообществах.
  2. Вовлечь пользователей во взаимодействие с брендом (мотивировать вступить в сообщество).
  3. Удержать пользователей, вызвав лояльность и стимулируя косвенные продажи.

Безусловное преимущество социальных сетей – это скорость распространения информации. Вот с их помощью можно быстро и пассивно (силами самих пользователей) распространить информацию о товарах и услугах любой компании, неважно, большой или маленькой. Однако стоит учитывать, что пользователи должны быть заинтересованы распространять эту информацию. И эта заинтересованность должна быть предусмотрена в вашей маркетинговой стратегии.

4. Инструменты раскрутки бренда в социальных сетях

Всего можно выделить 10 основных инструментов для продвижения товаров и услуг в социальных медиа.

  1. Группы ВКонтакте, Facebook, Одноклассники.
  2. Публичные страницы ВКонтакте, Facebook, Google+.
  3. Мероприятия Facebook, ВКонтакте.
  4. Персонажи (аккаунты) в социальных сетях.
  5. Блоги и дневники Livejournal, Wordpress, LiveStreet.
  6. Микроблоги, хэш-теги в Twitter.
  7. Каналы YouTube.
  8. Приложения социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники).
  9. Таргетированные РК соцсетей (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Мой Мир).

10.  Тематические социальные медиа (drive2.ru, smotra.ru, sports.ru, habrahabr.ru, imhonet.ru).

В зависимости от специфики продвигаемого бизнеса одни факторы могут быть доминирующими, а другие – вспомогательными. К примеру, для IT-индустрии тематическое сообщество habrahabr.ru и ценная информация являются одним из самых популярных источников потенциальных клиентов.

В другом случае может более действенным оказаться вирусный ролик на YouTube. Выбор стратегии определяет бюджет, поэтому, заказывая услуги SMM, потребуйте от агентства детальный отчет, что для чего нужно и чем это обосновано.

5. KPI

Эффективность любого продвижения нужно обязательно отслеживать. В контексте SMM существует ряд показателей, которые позволяют это сделать:

  1. Количество активных участников сообщества.
  2. Количество реакций (лайков, реплик и т.д.).
  3. Процент аудитории, реагирующей на каждый пост.
  4. Количество косвенных реакций (реакции людей вне сообщества).
  5. Количество реакций в расчете на одного пользователя и т.д.

Напрямую замерить прирост прибыли от SMM для оффлайнового бизнеса достаточно сложно, поскольку если социальные сети повышают доверие к бренду, то решение выбрать именно эту торговую марку человек принимает самостоятельно.

Резюме

Социальные сети могут стать мощным генератором прибыли. Однако не стоит ожидать от них мгновенного эффекта, как от контекстной рекламы, или прямого отклика, как от продающего текста. SMM – это работа, в первую очередь, на постоянство и долгосрочную перспективу, потому что люди склонны покупать у тех, кому они доверяют, а чтобы доверие сформировать, нужно время.

Если у вас есть конкретные вопросы по продвижению вашего бизнеса в социальных сетях, вы всегда можете получить бесплатную консультацию в агентстве ARTOX media.

Информационная служба, Sostav.ru