17.08.2012

Время балаклав

Как Pussy Riot стали самым актуальным брендом современности

Бренд-бук Pussy Riot



Фото Валерия Мельникова, РИА Новости©

В контексте дела Pussy Riot довольно сложно говорить об истории бренда, поскольку с одной стороны бренд налицо, а «история» у него слишком короткая. Фактически она началась в марте этого года вместе с арестом трех участниц группы и последовавшей за тем информационной волной. Sostav.ru решил проследить логику становления Pussy Riot как марки в день оглашения приговора ее участницам.

Конечно, Pussy Riot и ее сценический образ были известны и до февральского акции в ХХС: достаточно вспомнить выступление на Красной площади или на крыше спецприемника № 1, – однако едва ли тогда кто-то думал, что к лету словосочетание «Pussy Riot» станет главным тегом мировых новостей о России. В поддержку участниц группы выступают Стинг и Мадонна, за них вступаются политики и международные организации, Washington Post несколько романтически пишет, что их дело станет началом «всемирной революции против Путина».

Понятно, что все это в первую очередь касается политической и моральной стороны дела. Вместе с тем статьи и коллективные письма, посты в блогах и выступления звезд волей-неволей служат частью глобальной пиар-акции для возникшей год назад панк-группы. Достаточно бегло перечислить знаменитостей, поддержавших Pussy Riot, чтобы понять: такую известность – да еще в кратчайшие сроки – не смогло бы им обеспечить ни одно пиар-агентство в мире. За последний месяц Pussy Riot попали на обложки немецкого Schpiegel, французского Liberation и британского Observer. По утверждению известного фотографа и блоггера Ильи Варламова, в Германии, узнав, что человек из России, первый вопрос задают именно о них.

Панк-молебен в ХХС

Справедливости ради в числе главных пиарщиков группы следует назвать российскую судебную систему и РПЦ. Без пятимесячного заключения и уже ставшего одиозным процесса девушки, их песни и сценический образ едва ли могли бы рассчитывать на столь быструю и всемирную славу. Критики обращают внимание на то, что кавер-версии песен группы, сделанные другими музыкантами, как правило, интересней оригиналов. Музыкальный эксперт Максим Семеляк в комментарии «Большому Городу» выразил мнение, что музыка у девушек «очевидно, дело десятое». Культуролог Надежда Парфан отмечает, что деятельность Pussy Riot — не столько панк-музыка, сколько политический перформанс и феминистический акционизм.

Несмотря на эти сдержанные оценки, группа и ее, безусловно, яркий внешний образ уже состоялись как общественный феномен и узнаваемый бренд. Когда 12 августа мэр Рейкьявика Йон Гнарр в рамках традиционного гей-парада проехал по улицам в цветном платье и с балаклавой на голове, можно было не спрашивать, в чью поддержку он выступает.

Пока что в непосредственно коммерческих целях образ девушки в балаклаве использовался лишь единожды: в рекламе красноярского ночного клуба. Футболки от новосибирского художника Артема Лоскутова официально продаются для поддержки сидящих в тюрьме участниц группы, и их продажа сама является в какой-то степени общественной акцией.

Основной поток вариаций на тему официально не признанной, но фактически состоявшейся марки идет из интернета. Как российского, так и зарубежного. Значительная его часть – это более или менее интересные плакаты в поддержку Pussy Riot. От изображения Путина в балаклаве до достаточно рафинированного парафраза на картину Рене Магритта «Сын человеческий». Есть отковенные «фотожабы» (с правящим тандемом в футболках «Богородица, Путина прогони!» и «Free Pussy Riot») и креатив практически профессионального уровня (как, например, с вариацией на тему олимпийской эмблемы).

Между тем, по оценке продюсерской компании SEVER Production стоимость бренда Pussy Riot уже сейчас составлет как минимум миллион долларов. А может взлететь и до десятков миллионов. Компания, сотрудничающая с российскими и зарубежными звездами, готова взяться за музыкальную раскрутку группы на мировом уровне. «Сейчас Pussy Riot – это непроработанная, довольно сырая, но заводная панк-музыка, - говорит клипмейкер и соучередитель SEVER Production Константин Черепков. – Скандальная известность сама по себе не гарантирует, что их записи будут покупаться. Здесь еще много над чем нужно поработать профессионалам. Однако в наших силах сделать из Pussy Riot самую известную российскую музыкальную группу на Западе со времен TaTu".

Неизвестно, впрочем, захотят ли участницы группы пойти по стопам двух девушек в клетчатых юбках. – Особенно учитывая их гражданскую позицию, которая и составляет главный посыл их выступлений. В любом случае у них куда больше шансов остаться в уже освоенной нише, что признает и Константин Черепков: «Сейчас бренд Pussy Riot может стать не только символом свободной России, но и символом свободы по всему миру и встать на один уровень с брендом Чегевары». 

Директор фонда общественного фонда «Народная инициатива» более осторожен в оценках. «В длительность бренда Pussy Riot я не верю. Он слишком политический. Выйдут фильмы, книги и клипы, пройдут концерты, и на этом все. Сил и идей не хватит для дальнейшей работы». В то же время он считает, что у Надежды Толоконниковой, как у общественного деятеля, есть потенциал. В целом эксперт склоняется к тому, что у бренда есть будущее, только если за ним появится глобальная идея. В противном случае «месяцев через шесть мы о них забудем».


Евгения Юдженич, Sostav.ru
Евгений Чепурной, Sostav.ru