21.06.2012

МЕДИА, МАРКЕТИНГ И ЦИФРЫ (Евро-2012)

ФИРМЕННЫЙ
СТИЛЬ
КРЕАТИВ БРЕНДИНГ

 

Aото Игоря Чекачкова, РИА Новости©

Вылет нашей сборной из турнира на первом же этапе европейского чемпионата, безусловно, не порадовал российских болельщиков. Однако можно не сомневаться, что есть категория людей, которых провал подопечных Дика Адвоката порадовал еще меньше.


«Представляю, какими словами их в своих офисах описывают рекламодатели, которые потратили сотни тысяч долларов», пишет один из интернет-пользователей, – подразумевая, что, пока на кухнях и в барах болельщики честят футболистов по полной, по телевизору продолжает идти реклама, где те «втюхивают зрителям всякую хрень».

Надо думать, российские телеканалы рассчитывали на несколько лучший результат национальной сборной, когда анонсировали стоимость рекламного времени в ходе трансляции матчей (так, «Первый канал» и «Россия 1» требовали почти 400 тысяч долларов за минуту). После отъезда нашей сборной с чемпионата, российская аудитория эфиров из Польши и Украины явно поубавится, – как и навар СМИ и рекламщиков с мероприятия. В этом свете призывы некоторых депутатов запретить Аршавину и Ко рекламировать что бы то ни было выглядят явно избыточными: скорей всего в ближайшее время спрос на их «услуги» будет и так невелик.

Стоит отметить, что, независимо от выступления нашей сборной, интерес аудитории к трансляциям Евро-2012 обещал быть ниже, чем на первенстве 2008 года. По мнению championat.com, причина – в общем падении интереса к ТВ в мегаполисах и крупных городах, в которых, собственно, и проводятся измерения. Едва ли этот факт остался тайной для главных рекламных спонсоров чемпионата, которые в этом году развили значительную активность на других площадках.

Основной "фишкой" спонсорских акций, связанных с Евро-2012, уже можно считать широкомасштабные кампании в интернете и соцсетях.

Официальный партнёр чемпионата Castrol вновь представил свою рейтинговую систему сбора и анализа статистики EDGE Index. На этот раз компания активно использует Facebook и Twitter для общения с болельщиками и реакции на события в реальном времени.

Один из ведущих мировых телекоммуникационных операторов Orange выпустил мобильное приложение Orange Euro-2012, которое позволяет получать мгновенную информацию из стана команд, следить за текстовыми трансляциями, смотреть интервью, а если очень захочется - участвовать в виртуальном разукрашивании лиц.

Sharp отметился проектом Sharp FanLabs, на сайте которого проводится крупнейшее в Европе исследование футбольных болельщиков. Желающим предлагается пройти 10-минутный тест, чтобы затем сравнить себя с фанатами из других стран. В результате выдаются резюме в том духе, что "испанские болельщики самые гордые", а "ирландцы - самая преданная нация".

Не отстают и региональные спонсоры - так, компания МТС организовала для футбольных болельщиков целый ряд спецпроектов в рамках интернет-площадок, в том числе запустила спортивный тотализатор на Sostav.ru.

Пивоваренная компания Carlsberg проявила, пожалуй, наибольшую активность среди всех спонсоров Евро в соцсетях. За пять недель до старта турнира в Facebook была запущена акция Fan Challenge, в рамках которой фанаты получили возможность выиграть поездку на соревнование. Для этого необходимо было выполнить ряд заданий из серии "На что ты готов ради Евро". В Москве Carlsberg также выступил спонсором фан-зоны на ВВЦ, где все, что происходит Евро-2012, можно увидеть на огромном экране. Помимо трансляции компания заманивает болельщиков аттракционами, полями для мини-футбола, бесплатным Wi-Fi и собственным пивом. Хотя доступ ко всем этим удовольствиям платный.

По другому пути пошло агентство Brandworks Entertainment & Sports, организатор фан-зоны в Парке Горького. Площадка вмещает всех желающих безвозмездно, и кроме просмотра матчей, здесь можно поучаствовать в занятиях Школы вратарского мастерства, в проекте «Football Freestyle» и получить бесплатные мастер-классы от профессиональных тренеров.

Насколько все это было бы эффективнее при удачном выступлении российской сборной – другой вопрос. Пока что же однозначно плохо дела с прибылью от чемпионата обстоят у наших ближайших соседей на Украине. Уже сейчас бизнесмены, которые надеялись заработать на Евро-2012, говорят, что подсчитывают убытки. Несмотря на вложенные государством и частными инвесторами деньги (а они по некоторым подсчетам достигают 10% годового ВВП страны) Украина так и не дождалась потока болельщиков и туристов, на который рассчитывала.

К примеру, в евро-кемпинге, расположенном в пятидесяти километрах от Киева и рассчитанном на три тысячи человек, заняты лишь пять палаток. Не лучше обстоят дела в самой столице, где, по свидетельству местных СМИ, болельщики обескуражены высокими ценами в отелях и плохо организованной инфраструктурой. Причиной тому называют как неграмотное планирование, так и откровенное воровство при исполнении госзаказов. Пока что, по расчетам Business New Europe, «эффективные» инвестиции украинской стороны составляют 100 тысяч евро на одного приехавшего болельщика.

 

Евгений Чепурной, Sostav.ru