14.06.2012

Брендинг по-китайски

Стоимость ТОП-50 китайских брендов выросла до 325 млрд долларов

Ни для кого же не секрет, что Китай через несколько лет может стать крупнейшим в мире потребительским рынком. Кроме того, свои позиции в последние годы значительно укрепили бренды из самой крупной азиатской страны. В этом году в Millward Brown Optimor BrandZ Top 100 Most Valuable Global Brands вошли 13 китайских брендов, в то время как 7 лет назад – только один. Millward Brown также выпустила рейтинг ТОП-50 китайских брендов, полный список которых можно посмотреть здесь

Ведущими категориями в Топ-50 являются высокие технологии и товары FMCG. При этом по сравнению с прошлым годом стоимость Топ-50 в совокупности выросла на 16% до 325,36 млрд долларов. Бренд Sina (социальная сеть) вырос на рекордные 244%, Baidu - на 67%. Потребительские бренды занимают 42% по представленности в Топ-50, однако по ценности - лишь12%.

Эксперты отмечают: конкурентоспособность китайских брендов существенно подросла. Причиной тому два фактора: во-первых, сами китайские потребители стали подходить к выбору товаров более тщательно, во-вторых, повысилось качество китайских брендов, они больше внимания стали обращать на продвижение и ценовую политику. Более того, ужесточение конкуренции внутри рынка, в том числе и с зарубежными брендами, вынуждает компании задуматься об эмоциональной составляющей брендов. Стоит также отметить, что Китай вскоре может стать самым крупным рынком люксовых товаров в мире, поскольку уровень доходов и бурный рост экономики являются прекрасным основанием для такого роста.

Серьезней компании стали относиться и к корпоративному брендингу. В частности, новичком рейтинга 100 Most Valuable Global Brands стал нефтегазовый гигант Sinopec, серьзно подошедший к созданию собственного фирменного стиля.

Китайские бренды постепенно наращивают объемы экспорта, получая все большую представленность за рубежом. На начальных этапах создания брендов, предназначенных для экспорта, эти марки пользовались большим успехом за рубежом у национальных общин, проживающих за пределами родины. К примеру, алкогольный бренд Moutai был очень популярен среди китайцев, живущих за рубежлм. Сейчас популярность  марок выходит далеко за пределы общин.

Наряду со спиртными напитками, широкую популярность за пределами страны получила китайская косметика, в частности, марка Tong Ren Tang, существующая с 1669 года. Процветают некоторые технологичные компании, так, Lenovo сегодня является одним из крупнейших в мире производителей персональных компьютеров.

Как отмечают эксперты Millward Brown, пропасть между китайскими и зарубежными брендами сужается. В то же время, в большинстве своем китайские марки не имеют четкого образа, не отличаются принципиально от конкурентов. В связи с этим в Китае нарастает необходимость в сильных специалистах по брендингу и продвижению.

При этом, многие марки имеют запоминающийся дизайн. Вот несколько примеров оформления китайских продуктовых марок. Нужно отметить, что в подавляющем большинстве случаев дизайн для брендов разрабатывался тайваньскими агентствами.

«Восемь сокровищ счастья»

В упаковке риса дизайнеры решили рассказать о реальных людях, которые принимают участие в выращивании, сборе продукта. Агентство: Victor Branding Design Co., Тайвань.

Иллюстрации с сайта victad.com

Vintage Taiwan Old Oolong Tea

Дизайн марки тайваньского чая. Агентство: Victor Branding Design Co., Тайвань.

Иллюстрации с сайта victad.com

Coastline

Подарочная упаковка для рыбных продуктов. Агентство: Victor Branding Design Co.

Иллюстрации с сайта victad.com

Kee Wah Bakery

Kee Wah Bakery – это семейный бизнес, основанный в 1938 году. Известная в Гонконге пекарня, имеющая представительства в Тайване и США. Этот дизайн стал новым этапом в истории компании. Агентство: Design Boutique Limited, Гон-Конг

Иллюстрации с сайта packagingoftheworld.com

A wisp of Tea

Упаковка чая A wisp of Tea. Дизайнер: Shaobin Lin

Иллюстрации с сайта designyoutrust.com и thecreativerankings.com

Вдохновленные Китаем

А теперь несколько примеров того, как западные бренды и компании используют элементы культуры Китая для создания дизайна.

Lascala

Этот бренд появился на китайском рынке в 2010 году. Испанский бренд решил совместить в дизайне винной марки испанские и китайские традиции. Лица на упаковке символизируют Китай, а прядь вьющихся волос – Испанию. Дизайн: Eduardo del Fraile.

Иллюстрация с сайта packagingoftheworld.com

Nike

Год дракона спортивный бренд Nike решил использовать в качестве темы для ограниченной серии товаров Nike Air Jordan: спортивной обуви, сумок, одежды и др. Дизайн: Ginger Monkey.

Иллюстрация с сайта creativeroots.org

Johnnie Walker

Китайское культурное наследие вдохновило Johnnie Walker на выпуск лимитированной серии в 1000 фарфоровых бутылок. Линейка распространялась исключительно в Китае. Дизайн: Love. Иллюстратор: Chris Martin.



Иллюстрация с сайта creativeroots.org

Shui Jing Fang

Год дракона дал повод многим известным маркам к использованию китайских мотивов. Британский алкогольный гигант Diageo выпустил две серии подарочных упаковок напитка под брендом Shui Jing Fang. Это второй из самых продаваемых алкогольных брендов компании в Азии после Johnnie Walker. Shui Jing Fan является самым древним дистиллятом в мре. Напиток был создан около 600 лет назад.

Иллюстрация с сайта hiddengarments.cn и moodiereport.com

L’Essence de Courvoisier du Dragon cognac

Еще один алкогольный бренд, выпустивший лимитированную серию к году дракона, которая состоит всего из 500 бутылок. Одна бутылка продавалась по цене в 5 тысяч долларов.


Иллюстрация с сайта instablogsimages.com



С полным отчетом можно ознакомиться здесь (PDF)

Наталья Малютина, Sostav.ru