21.05.2012

«ВКонтакте»: трамплин для бизнеса или убежище для спекулянтов?

Четверть россиян хотя бы раз в жизни совершали покупки у частных лиц через социальную сеть

Иллюстрация Fotolia

Появление социальных сетей россияне использовали не только для общения и развлечения, но и для улучшения своего материального положения. И речь сейчас идет не о зарегистрированных предпринимателях или магазинах, имеющих страничку во «ВКонтакте» или других местах массового скопления людей, а о простых гражданах, для которых виртуальное пространство стало пространством для «подзаработать». Элементарный поиск выдаст вам несколько сотен страниц, где предприимчивые граждане предлагают вам купить одежду, обувь, бижутерию, кожгалантерею и массу других товаров.

По данным опроса, проведенного исследовательской компанией OMI, более половины респондентов (66,5%) знают о такой форме покупок. Чуть более трети из них (38,9%) осуществляют покупки у частных лиц через социальные сети 1-2 раза в квартал, еще 16,4% - 1-2 раза в месяц.

Чаще всего такую форму торговли отличают более низкие цены, при этом за качество никто практически не отвечает. Несанкционированная торговля в соцсетях – что это, трамплин для бизнеса или убежище для спекулянтов?

Трамплин для бизнеса

Для ряда россиян, приторговывающих через социальные сети, такие площадки стали трамплином для роста. Две студентки из Новосибирска, Марина и Ольга, которые согласились рассказать Sostav.ru о своем небольшом бизнесе, начали продавать одежду на специально созданной страничке во «ВКонтакте» будучи студентками второго курса университета. На такой шаг их толкнуло элементарное желание получать дополнительный к небольшой стипендии доход.

Студентки продавали через соцсеть женскую одежду и обувь. Поначалу бизнес шел туго, но друзья и друзья друзей и друзья друзей друзей методом сарафанного радио поспособствовали тому, что через год у гражданок была хоть и небольшая, но постоянная клиентская база.

К 2012 году Марина и Ольга заработали достаточно для того, чтобы снять небольшое офисное помещение, где смогли организовать склад и одно рабочее место, а также нанять курьера, который бы доставлял товар счастливому покупателю. По окончании университета девушки планируют привести свою деятельность в соответствие с законодательством.

«Мы планируем дальше развивать свой небольшой бизнес, поскольку видим интерес у наших покупателей, - говорит Марина. – Мы понимаем, что для роста нам нужно зарегистрироваться. При этом, если бы нам пришлось организовывать бизнес с нуля по всем правилам российского законодательства, мы бы вряд ли смогли это сделать».

Фото из аккаунта "ВКонтакте" Павла Дурова

Убежище для мошенников и спекулянтов

Судебная практика не раз сталкивалась с разбирательствами между частными продавцами и недовольными клиентами. Подчас жертвами мошенников и спекулянтов становятся десятки лиц.

Так, в феврале 2012 года в Кировской области суд вынес приговор 23-летней Екатерине Ивониной, размещавшей во «ВКонтакте» объявления о продаже меховых изделий, одежды и обуви и предлагавшей покуателям оплачивать покупки блиц-переводом на ее имя. Товар «предпринимательница» обязалась доставить через две недели после оплаты, но, безусловно, ни один из покупателе й свой заказ не получил. Мошеннице удалось за несколько месяцев разжиться на сумму около 1 млн рублей. Суд приговорил мошенницу к двум годам колонии-поселения.

Еще один из недавних примеров. В Самаре молодой человек продавал через соцсеть «авиабилеты по сниженным ценам», которые также не дошли до покупателей. На махинации парень заработал полмиллиона рублей, но осужден был условно с взысканием суммы причиненного ущерба.

Даже если допустить, что покупатель все же получит обещанный товар, никто не может гарантировать его качество, а доказать, что вы купили данный товар именно у этого продавца, может быть проблематично, поскольку договор не подтверждается чеком.

Что думают эксперты

Безусловно, в такой форме торговли есть как несомненные плюсы, так и минусы. В сети продавцам не нужно платить арендную плату, приобретать торговое оборудование и нанимать штат сотрудников. У покупателей же есть возможность купить товары по более низким, чем в реальности, ценам и не тратить время на походы по магазинам.

Как отмечает Юлия Телия, эксперт компании «КонсультантПлюс», по законам, если человек продает что-то неоднократно, получает от этого прибыль и не платит налоги, он является нарушителем. То есть, если гражданин хочет продать старый диван, то он не обязан идти регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Другое дело, если он продавал мебель (или что-либо еще) регулярно.

Критериев систематичности ни в одном нормативно-правовом акте не определено, соответственно, для налоговой инспекции может быть достаточно того, что сделки совершались более одного раза. В то же время, наказание за такую деятельность не так велико: нарушитель обязан выплатить штраф в размере 10 тысяч рублей.

«Конечно, отследить разовые продажи недорогих вещей через Интернет не так-то просто, поэтому маловероятно, что инспекция станет отслеживать мелкие сделки начинающих «предпринимателей» - считает Юлия Телия. - Однако в случае обнаружения нарушений продавца ждет штраф в размере 20 процентов от суммы неуплаченных налогов, если инспекция сочтет, что нарушение не было умышленным, и в размере 40 процентов, если доказать отсутствие умысла не удастся».

Продажи через Интернет регулируются правилами о розничной купле-продаже (параграфом 2 «Розничная купля-продажа» главы 30 Гражданского кодекса РФ и Законом «О защите прав потребителей»). По правилам, продавец и покупатель должны оформлять договор купли-продажи. На практике этого часто не происходит

Если продавец не зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, это не спасет его от ответственности за неуплату НДС. По закону, к лицам, по факту ведущим предпринимательскую деятельность, применяются все относящиеся к предпринимателям нормы. Продавцу-любителю будет безопаснее зарегистрировать ИП и уплатить налоги, если в качестве покупателя выступает организация, которая зафиксирует покупку в своем бухгалтерском или налоговом учете. То же касается и тех, кто собирается пересылать свои товары почтой покупателям в других городах или странах.

Дмитрий Чистов, аналитик Российской Ассоциации Электронной Коммерции, также находит ситуацию с торговлей в соцсетях неоднозначной. С одной стороны нет закона, который бы запрещал гражданам продавать друг другу различные вещи, с другой стороны масштабы такой торговли действительно позволяют говорить о таком предпринимательстве, которое требует договорных отношений и документооборота с поставщиками и покупателями, и ведения бухгалтерии (пусть и упрощенной), и уплаты налогов.

«Едва ли кто-то сейчас возьмется оценить количество таких «продавцов-физиков» и уж тем более обороты их торговли, но можно предположить, что государство теряет определенную сумму налогов, которая растет с ростом вовлечения пользователей в любые коммерческие отношения в Сети, - комментирует Дмитрий Чистов. - Но и это не самое страшное, да простят меня наши налоговые органы. Для покупателя гораздо важнее не те деньги, которые он косвенно теряет от неуплаты продавцом налогов - в конце концов он и так наверняка покупает дешевле. Для покупателя важнее риск недоставки товара, его плохое качество, а то и просто мошеннические действия. А поскольку все это проходит мимо каких либо регуляторов и надзорных органов, то пожаловаться покупателю некому, да и не на кого».

Аналитик также отмечает, что проблема заключается в том, что Интернет и технологии развиваются слишком быстро, и законодательство просто не в силах успеть за ними. Важно, чтобы законодательные органы и регуляторы не поддавались первому порыву решить проблему тем или иным запретом, а создавали систему, в которой продавцу самому становится выгодно быть где-то учтенным, кем-то зарегистрированным и добросовестным налогоплательщиком.

Сооснователь онлайн торгового центра Wikimart Максим Фалдин, наоборот, необходимости в регулировании данной формы торговли не видит, поскольку она носит хаотичный характер.

«Думаю, что нет смысла регулировать торговлю физлицами в интернете в принципе, а уж тем более не стоит пытаться регулировать соцсети. Это и невозможно на настоящий момент. Что касается вопроса пользы, то для потребителей нет никаких гарантий сервиса, вероятность обмана и разных неприятностей очень высока. Сами продавцы гораздо лучше будут себя чувствовать, используя специализированные сервисы: доски объявлений и тот же «Молоток». Если говорить о государстве, то не думаю, что оно теряет что-либо: администрирование таких налогов будет стоить больше, чем сами сборы. К любой предпринимательской деятельности я отношусь хорошо, особенно если за ней стоит желание развить бизнес, что-то построить, а не заработать здесь и сейчас три копейки. Если последнее, то это скорее «барыжка», предпринимательством я это бы не называл даже в кавычках».

Наталья Малютина, Sostav.ru
продажа товаров через вконтакте