18.05.2012

Треть продаж электроники совершается онлайн

Базовой тенденцией в 2012 году становится формирование единой мультиканальной системы продаж

Иллюстрация Fotolia

Как показало исследование INFOLine&Retailer Russia TOP-100 2012, ключевой тенденцией развития ритейлеров бытовой техники и электроники (далее БТЭ) в 2012 году становится формирование единой мультиканальной системы продаж.

Мультиканальная система подразумевает широкий спектр разнородных каналов реализации товаров. Сейчас развитие Internet-торговли у ритейлеров БТЭ происходит совместно с оффлайновыми магазинами, в то время как в 2010-2011 гг. развитием интернет-продаж у крупнейших ритейлеров занималось отдельное подразделение. Российский интернет-рынок развивается самыми высокими темпами в мире, ежегодно прибавляя в обороте десятки и сотни процентов. Практически все off-line ритейлеры признают огромное влияние интернет-торговли, а в таких сегментах рынка, как мобильные телефоны, компьютерная и бытовая техника более 20-40% объемов продаж совершаются в виртуальном пространстве. Налицо несомненные плюсы: on-line ритейла: уменьшение площадей магазинов, сокращение затрат на аренду и персонал, продвижение в on-line и т.д.

Ведущие off-line ритейлеры стали развивать on-line сервисы: так, крупнейший ритейлер «Х5» запустил интернет-магазин «Е5», а «Связной» - проект «Enter». По оценкам рейтинга INFOLine&Retailer Russia TOP-100 2012, объемы продаж бытовой техники и электроники через Internet в 2011 году превысили 100 млрд руб., что соответствует более 11% рынка. Доля 5 крупнейших сетей бытовой техники и электроники («М.Видео», «Эльдорадо», «Медиа Маркт», «Техносила», Domo) в России по итогам 2011 года превысила 40% рынка (учтено, что часть продаж ритейлеров приходится на компьютерную технику и мобильные телефоны, которые рассмотрены отдельно), а в целом на современные форматы розничной торговли бытовой техникой и электроникой приходится более 80%.

Для освоения небольших городов с населением от 100 до 200 тыс. человек, где наиболее эффективны супермаркеты торговой площадью от 1000 кв. м, российские ритейлеры оптимизируют площади, используя преимущества мультиканальной торговли. Например, если товара нет в наличии, покупатель может заказать бесплатную доставку в любой магазин через интернет-сайт или на специальных терминалах в торговых точках. Так, «М.Видео» вместо 2 тыс. кв. м. будет открывать магазины площадью 1 тыс. кв. м., сохранив при этом ассортимент на уровне 20 тыс SKU; а «Эльдорадо» для малых городов использует опыт развития мультиформатной сети (площади от 1 до 4 тыс. кв. м.), накопленный в предыдущие годы, в том числе франчайзинговыми партнерам компании, которые традиционно работали именно в малых городах.

По мнению специалистов ИА «INFOLine», развитие магазинов уменьшенного формата и оптимизация площадей существующих магазинов станут ключевыми тенденциями развития сетей бытовой техники и электроники, так как сокращение площадей за счет использования мультиканальной стратегии продаж (заказ через интернет-сайт или специализированные терминалы) позволяет снизить арендные платежи и повысить эффективность использования торговых площадей. При этом именно в рамках мультиканальной стратегии в течение ближайших 2-3 лет будут осваиваться города с населением от 50 до 100 тыс. человек, куда сейчас федеральные сети выходят весьма неохотно, кроме "Эльдорадо", у которой в этих городах работают большинство франчайзинговых партнеров.

Информационная служба, Sostav.ru