10.11.2011

Спиртзаводы взвинтили цены

Производители алкоголя подозревают монопольный сговор

Фото Александра Кленина
Российские производители алкоголя отмечают повсеместное повышение закупочных цен на спирт. С начала года его стоимость выросла на треть, а некоторые спиртзаводы заявили о двукратном подорожании. Причиной стало перелицензирование, которое не прошла почти треть предприятий – из 100 осталось только 69, пишет «Коммерсант».

Большинство заводов получили алкогольные лицензии в 2006 году, когда были введены новые требования и их выдавали на максимально возможный срок. Поэтому на 2011 год пришелся пик перелицензирования. По данным агентства ЦИФРРА, сейчас действующих спиртзаводов около 30. Тем не менее общий выпуск спирта за девять месяцев снизился некритично – на 8,3%, до 25,3 миллиона дал. Об этом говорят данные Росстата.

Лидер российского водочного рынка CEDC говорит о 30–35-процентном росте цен с августа. Финансовый директор Межреспубликанского винзавода Евгений Калабин отмечает, что для его компании спирт подорожал на 40%. Гендиректор «Кристалл-Лефортово» («Старая Москва», «Праздничная») Виктор Алексеев отмечает рост стоимости в районе 40–60%. Некоторые компании утверждают, что цены на сырье выросли еще больше. Так, президент калужского «Кристалла» Сергей Зивенко рассказал изданию: «Если в начале года мы покупали спирт в районе 300 рублей за дал, то на этой неделе нам предлагают приобретать его уже по 715 рублей». Совладелец компании «Русские традиции» Александр Квак соглашается, что цены на спирт в некоторых случаях вырастали в два-три раза. «При этом никаких экономических причин для увеличения стоимости спирта не было», – убежден он.

Менеджеры двух алкогольных компаний не исключают, что стоимость спирта увеличилась в результате ценового сговора его производителей. Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько согласен, что предпосылок подорожания спирта из-за роста стоимости сырья в этом году не было: «Например, фуражная пшеница сейчас продается на юге по 4–5,2 тысячи руб. за тонну, примерно так же было и в прошлом году».

Многие водочники вынуждены поднимать цены на свою продукцию. Наиболее заметно подорожает водка эконом-сегмента, в которой спирт занимает существенную долю в себестоимости. Производитель водки «Гжелка» даже приостановил ее выпуск – из-за жестких соглашений с ритейлерами он не смог поднять цену.