14.10.2011

Распространители прессы предлагают возродить Минпечати

Представители отрасли жалуются на отсутствие защиты и поддержки со стороны государства

Фото nppir.ru
Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) выступила за возрождение Министерства печати и массовых коммуникаций, упраздненного семь лет назад. Ведомство станет единым центром для принятия решений и обеспечит отрасли более эффективную защиту и поддержку. Организация высказала свою просьбу в официальном письме, которое направила президенту Дмитрию Медведеву. Об этом пишет «Коммерсант».

Необходимость создания Минпечати обсуждалась участниками рынка около года, сообщил председатель правления АРПП Александр Оськин. Представители отрасли сомневались, стоит ли писать президенту, однако на недавней конференции решились. Существующая система, которая регулирует СМИ, громоздка и порождает дублирование. Отсутствие единого центра принятия решений не позволяет защищать и поддерживать отрасль. Таким центром могло бы стать Минпечати, считают в АРПП.

В настоящее время несколько ведомства регулируют сферу массовых коммуникаций. Так, финансовые вопросы отрасли фактически решает Минфин, подготовка кадров находится в ведении Минобразования, реализация продукции регулируется Минпромторгом, книжная отрасль – Минкультуры, добавляет Оськин.

Участники рынка отмечают такие проблемы, как отмена пошлины на импортные сорта мелованной бумаги и картона, снижение ставок НДС и установление для всех предприятий единой сквозной ставки в размере 10% (в перспективе – 5–7%), установление пониженных тарифов страховых взносов для российских распространителей прессы. Роспечать подконтрольна Минкомсвязи и специализируется на господдержке и субсидировании СМИ. Агентство должно лоббировать интересы масс-медиа, но не может самостоятельно вносить законопроекты, а Минкомсвязи фокусируется на вопросах связи.

Секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов, министр печати в 1992–93 годах, считает, что правительству имеет смысл вернуться к проблеме регулирования отрасли после президентских выборов. Главный редактор «АиФ» Николай Зятьков отмечает, что Минпечати могло бы стать сильным лоббистом интересов СМИ в правительстве, но редакторское сообщество вряд ли поддержит его возвращение. «В конечном итоге игры с лоббизмом могут закончиться вмешательством в контентную часть, что было бы невыгодно для всех», – полагает он.

Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций создано 6 июля 1999 года на базе Госкомитета по печати и Федеральной службы по телевидению и радиовещанию. В 2004 году его упразднили в ходе административной реформы. Вместо него сформировали Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, подконтрольное Минкультуры, а сейчас – Минкомсвязи.

Большую часть функций Минпечати взяло на себя Минкомсвязи. Ему подчиняются Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию (ФКК).

АРПП – одна из старейших общественных организаций СМИ в России, создана 16 июля 1995 года. Включает, в частности, дистрибьюторов «АРИА-АиФ» и «Коммерсантъ-Пресс», издательские дома «Комсомольская правда» и «Ньюс Медиа-Рус», книгоиздателя «Эксмо», сеть «Топ-книга», ФГУП «Почта России», агентство «Роспечать».