28.09.2011

«Утконос» отказывается от пунктов сбора заказов на продукты

Сегодня клиенты компании делают заказы преимущественно через интернет, а содержать еще и магазины слишком накладно

Иллюстрация с ресурса malls.ru

Интернет-магазин "Утконос" меняет формат работы. Если в середине 2010 года у компании, которая занимаюется доставкой продуктов питания в Москве и Московской области, было около 160 розничных точек, то сейчас - всего 60, и "Утконос" думает над тем, как поступить с оставшимися, пишут "Ведомости".

"11 лет назад, когда появился первый "Утконос", мир был другим: мода на железные двери в квартирах и очень низкое проникновение интернета, - пояснил газете генеральный директор "Утконоса" Владимир Рюмин. - Тогда розничные точки, где можно было сделать заказ через специальный терминал в электронном каталоге, а на следующий день забрать его, были самым логичным способом общаться с клиентом". Сегодня же, по словам Рюмина, большая часть заказов делается через интернет.

Как следствие, в последние полтора года "Утконос" закрывал убыточные и неформатные точки, открывая, например, вместо четырех маленьких магазинов один большой. "Сейчас у нас около 60 точек. Это не магазины в прямом смысле, а, скорее, звенья технологической цепи, где происходит окончательное формирование заказа для последующей доставки", - говорит Рюмин. По его словам, из распределительного центра в Южном Бутове (склад площадью 44 000 кв. м) заказанные товары в больших грузовиках отправляются в розничные точки. Там комплектовщики собирают отдельные заказы, и легковые машины развозят их клиентам по близлежащим районам. Компания использует собственный парк из 500 грузовых и легковых автомобилей.

"Мы ищем пути изменения и упрощения технологии, чтобы все заказы формировались непосредственно на центральном складе и, минуя розничные точки, шли прямо к клиенту", - говорит гендиректор "Утконоса". Высвобождающиеся розничные точки, по его словам, компания может превратить в обычные магазины.

Изменение стратегии "Утконосу" действительно необходимо. В 2010 году операционная компания сети - ООО "Новый импульс - 50" - при выручке 8,94 миллиарда рублей получила 2,5 миллиарда чистого убытка.

Исторически "Утконос" развивал и розничную сеть, и интернет-магазин. "Экономическая эффективность этого гибрида вызывала обоснованное недоумение у участников рынка, - говорит "Ведомостям" представитель интернет-магазина "Ютинет.ру" Михаил Ятковский. - В интернет-коммерции, в отличие от традиционной розницы, наличие собственной материальной базы не является ключевым конкурентным преимуществом. И потому вполне логично, что "Утконос" пошел по пути оптимизации своих ресурсов - складских и логистических".