01.06.2011

Российское кино продолжает оставаться тотально неприбыльным делом

Лишь 5 из 80 фильмов отечественного производства смогли окупить свои бюджеты

По данным компания Movie Research, в 2010 году прибыль от кинопроката смогли получить лишь 5 из 80 фильмов российского производства. За год ситуация почти не изменилась - в 2009-м соотношение было 5 из 82, пишет "Коммерсант".

Доля сборов отечественных фильмов в кинопрокате за год сократилась с 22,2% до 15,4% (4,86 из 31,5 миллиарда рублей). Сумма производственных бюджетов российских картин уменьшилась на 31% - с 9,55 миллиарда рублей в 2009 году до 6,63 миллиарда в 2010-м. Может, оно и к лучшему, поскольку высокие производственные бюджеты все меньше гарантируют российскому кино успех в прокате, замечает "Коммерсант". Если в 2009 году на фильмы с бюджетом более 250 миллионов рублей приходилось 40% совокупных сборов российского кино, то в 2010-м — уже лишь 8%. Таких фильмов насчитывается четыре, и при общем бюджете в 1,48 миллиарда рублей они собрали в прокате лишь 395,2 миллиона. Самые дорогостоящие проекты — "Утомленные солнцем-2: Предстояние" и "Край" окупили не более половины своих бюджетов.

Прокатную историю некоторых фильмов иначе как курьезом не назовешь. В частности, картина греческого классика Тео Ангелопулоса "Пыль времени", снимавшаяся при финансовой поддержке Министерства культуры (29 миллиона рублей из общего бюджета 362,5 миллиона) собрала на двух экранах около 100 тысяч рублей. А комедия "Человек с бульвара КапуциноК" студии "Позитив-Фильм" и российско-итальянская копродукция "Десять зим" CSC Production и "Юнайтед Филм Компани" при бюджетах в 108,8 миллиона и 101,6 миллиона рублей соответственно собрали в прокате лишь по 0,5 миллиона.

На общем унылом фоне резко выделяется успех комедии "Наша Russia: Яйца судьбы" от Comedy Club Production, ТНТ и "Централ Партнершип" (производственный бюджет в 119,8 миллиона рублей, кассовые сборы 660,8 миллиона, продюсерский доход - 161 миллион). В относительном выражении самым рентабельным стал фильм "О чем говорят мужчины" киностудии "Квадрат" (бюджет 58,1 миллиона рублей, доход продюсеров 94,4 миллиона рублей).

Стоит отметить, что "Наша Russia: Яйца судьбы" получила наиболее массированную телерекламную поддержку. Movie Research на основе данных TNS Russia и аналитического центра "Видео Интернешнл" оценивает стоимость его рекламы на ТВ в 174,4 миллиона рублей (без учета скидок и особых условий размещения). Правда, большая часть этой суммы пришлась на канал ТНТ, участвовавший в создании фильма. А в рамках одного телеканала наибольший бюджет реализовал фильм Алексея Учителя "Край", пишет "Коммерсант". Объем его рекламной поддержки "Первым каналом" оценивается в 105,7 миллиона рублей.