18.10.2010

ZenithOptimedia прогнозирует рост рекламного рынка

 Агентство ZenithOptimedia повысило свой глобальный прогноз по расходам на рекламу в 2010 году с 3,5% (прогнозировалось в июле 2010г.) до 4,8%. Российский рынок, по данным московского офиса ZenithOptimedia, вырастет в 2010 году на 16% до 237 млрд руб (в июле предсказывали рост на 12%).

Глобальный прогноз ZenithOptimedia по 2011 году повышен с 4,5 до 4,6%, что несколько ниже динамики 2010 года. На развитых рынках рекламодатели продолжают осторожничать и не делают ставок на резкое увеличение расходов на рекламу. Поэтому прогноз ZenithOptimedia остается ниже роста ВВП (в среднем растет на 6% ежегодно). Доля мировых расходов на рекламу в ВВП в 2010 году сократилась до 0,75% с 0,88% в 2007. В 2012, по прогнозам, она еще сократится - до 0,74% при общем росте динамики рекламного рынка на уровне 5,4%. По мере того, как уверенность рекламодателей в завтрашнем дне укрепится, рост расходов на рекламу должен "перекрыть" динамику роста ВВП - 6% в год.

Рекламные рынки всех регионов мира росли быстрее, чем предполагалось ранее. Прогноз по Центральной и Восточной Европе увеличен с 7% до 7,2%, Северной Америке - с 1,3% до 2,4%, Западной Европе - с 2,2% до 3% (было 2,2%). Самые серьезные коррективы внесены в прогноз развития рынка Латинской Америки - с 7% до 16,8%. Они вызваны быстрым ростом бразильского рынка (+57% во втором квартале 2010 г. относительно второго квартала 2009 г.).

Центральная и Восточная Европа пострадали от кризиса больше остальных, показав снижение расходов на рекламу на 24,6% в 2009 году. Сейчас регион разделен на быстро восстанавливающиеся страны (Белоруссия, Босния и Герцеговина, Россия, Сербия, Словения, Турция и Украина), рост рынка в которых прогнозируется на уровне 10-30%, и страны, экономика которых пока находится не в самой лучшей ситуации (Болгария, Эстония, Греция, Венгрия, Латвия, Румыния). Рынки этих стран продолжат сокращаться в 2010 году - от 4% до 17%. Самое большое падение рынка предсказывается в Греции - на 17% в 2010 году и на 5% в 2011. В Латвии снижение расходов на рекламу в 2010 году составит 14%, а в 2011 - 4%. Другие "проблемные" рынки в 2011 году вернутся к росту, что позволит региону достичь роста на 9,9% в 2011 году и 11% в 2012.

Расходы на рекламу по регионам мира (основные медиа, $млн. по текущему курсу)

 

2008

2009

2010

2011

2012

Северная Америка

179 776

156 556

160303

164377

169306

Западная Европа

112 780

100129

103176

106221

109941

Азия и тихоокеанский регион

106 664

99719

106049

112830

121206

Центральная и Восточная Европа

35 594

25 325

27139

29813

33094

Латинская Америка

27 210

25 733

30067

32756

35828

Африка/Б.Восток/остальной мир

20 098

21 251

22752

24306

26096

Весь мир

479 485

428 712

449486

470305

495471

Источник: ZenithOptimedia

Изменения по сравнению с предыдущими годами (основные медиа, %)

 

2008 v 07

2009 v 08

2010 v 09

2011 v 10

2012 v 2011

Северная Америка

-3.8

-12.6

2.4

2.5

3.0

(из них США)

-4.2

-12.9

2.2

2.4

2.9

Западная Европа

-1.3

-11.2

3.0

3.0

3.5

Азия и тихоокеанский регион

1.6

-6.5

6.3

6.4

7.4

Центральная и Восточная Европа

12.8

-24.6

7.2

9.9

11.0

Латинская Америка

13.9

-5.4

16.8

8.9

9.4

Африка/Б.Восток/остальной мир

22.7

5.7

7.1

6.8

7.4

Весь мир

0.8

-10.6

4.8

4.6

5.4

Источник: ZenithOptimedia

Глобальные расходы на рекламу по медиа
Телевидение лучше других медиа пережило кризис. Потребители проводили больше времени дома, а новые технологии, такие как HDD-рекодеры и телевидение высокой четкости, стимулировали телесмотрение. Более всего это было заметно на развивающихся рынках, которые стали ядром роста доли этого медиа в общих расходах на рекламу. ZenithOptimedia прогнозирует рост доли ТВ в 2012 году до 41,6% (в 2009 было 39,2%, в 2008 - 38%).

Интернет как всегда на подъеме. Его доля в общем медиарекламном «пироге» выросла в 2009 году до 12,8% с 10,5% в 2008 году. К 2012 это медиа отвоюет 16,5% долю, что лишь на 2,5% ниже доли газет. Последние продолжают оставаться одним из самых «проблемных» медиа, теряя долю каждый год, начиная с 1987 года, когда она составляла 40,6%. В 2009 году доля снизилась до 23%, а в 2012 году составит, по прогнозам, лишь 19%.

Глобальные расходы на рекламу по медиа ($ млн, по текущему курсу)

 

2008

2009

2010

2011

2012

Газеты

118783

97265

94353

93335

92740

Журналы

54939

43832

43062

42453

42413

ТВ

179345

165445

180353

191319

202807

Радио

35732

31645

31736

32288

33626

Кино

2214

2082

2239

2364

2499

Outdoor

31760

28169

29684

31382

33176

Интернет

49470

54124

61450

69992

80188

Все медиа *

472242

422563

442876

463133

487449

Источник: ZenithOptimedia

* Общие цифры ниже, чем в таблице «Расходы на рекламу по регионам мира», так как в некоторых странах мира нет разбивки расходов по медиа.

Доля медиа в общих расходах на рекламу (%)


 

2008

2009

2010

2011

2012

Газеты

25.2

23.0

21.3

20.2

19.0

Журналы

11.6

10.4

9.7

9.2

8.7

ТВ

38.0

39.2

40.7

41.3

41.6

Радио

7.6

7.5

7.2

7.0

6.9

Кино

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

Outdoor

6.7

6.7

6.7

6.8

6.8

Интернет

10.5

12.8

13.9

15.1

16.5

Источник: ZenithOptimedia

Реклама в поисковых системах по-прежнему является двигателем развития интернет-рекламы в целом. Ее доля в общих расходах на рекламу в интернете вырастет с 49,2% в 2009 году до 51,4% в 2012. Вклад баннерной рекламы снизился с 33,2% в 2008 году до 32,6% в 2009.

Глобальные расходы на рекламу в интернете ($ млн, по текущему курсу)

 

2008

2009

2010

2011

2012

Баннерная реклама

16433

17618

20164

23008

26492

Classified

9739

9902

10320

11369

12502

Реклама в поисковых системах

23298

26604

30966

35615

41193

Итого

49470

54124

61450

69992

80188

Источник: ZenithOptimedia

Российский рынок

ZenithOptimedia Russia прогнозирует, что в 2010 году рекламный рынок в стране вырастет на 16% по отношению к 2009 году и составит 237,029 млрд. руб. В июльском прогнозе ожидался подъем на 12% до 227,6 млрд. руб. Рынок в России продолжает восстанавливаться после кризиса. Если темпы прироста будут сохранены, в 2011 году российский рынок ожидает рост не менее, чем на 18%.

Объем рекламы в средствах ее распространения в России (млн. рублей)

 

2006

2007

2008

2009

2010

Телевидение* (в т.ч.  кабельно-спутниковое с 2007 г)

85 900

113 200

138 900

      113 700

     130 755

Печатные СМИ

44 600

51 900

57 600

       32 600

       34 882

Радио

12 500

14 900

14 000

         9 000

         9 810

Наружная реклама

33 100

40 400

45 800

       27 300

       32 760

Интернет (в т.ч.  контекстная реклама с 2007 г)

2 900

12 700

17 600

       19 000

       25 650

Прочие носители (в т.ч. indoor и кинотеатры  с 2007 г)

1 800

2 400

3 200

         2 600

         3 172

ИТОГО

180 800

235 500

277 100

      204 200

     237 029

Источник: ZenithOptimedia

Темпы прироста по отношению к предыдущему году (Россия)

 

2006

2007

2008

2009

2010

Телевидение

30%

32%

23%

-18%

15%

Печатные СМИ

13%

16%

11%

-43%

7%

Радио

47%

19%

-6%

-36%

9%

Наружная реклама

25%

22%

13%

-40%

20%

Интернет

60%

*

39%

8%

35%

Прочие носители

44%

33%

33%

-19%

22%

ИТОГО

27%

30%

18%

-26%

16%

Источник: ZenithOptimedia