08.07.2010

"АвтоВАЗ" взял под контроль поставщиков

 Самарская группа СОК сообщила, что продала свои автокомпонентные предприятия "Автосвет", ОСВАР (осветительное оборудование), "Вазинтерсервис" (детали сцепления, рулевого управления), "Мотор-Супер" (элементы подвески, двигателя), "Комплект-ЛТД" (элементы подвески и системы охлаждения) и ТД "ВолгоПромМаркет" (дистрибутор запчастей). Об этом пишет "Коммерсант".

Ни сумма сделки, ни покупатель не называются. Тем не менее, в сообщении СОК говорится, что накануне продажи предприятия были консолидированы на балансе некоего ЗАО ВАЗТРАСТ. По словам собеседника "Коммерсанта" на авторынке, конечным собственником стала структура, "формально не имеющая отношения к АвтоВАЗу, но купившая компонентный бизнес в интересах завода". На АвтоВАЗе заявили, что сам завод в сделке с СОК не участвовал и ничего не покупал, но подтвердили, что впоследствии могут взять проданные активы в управление.

Согласно ежеквартальной отчетности АвтоВАЗа, завод является владельцем 50% акций ВАЗТРАСТа. Таким образом, АвтоВАЗ и раньше был паритетным владельцем компонентного бизнеса СОК. Впрочем, это не мешало группе серьезно конфликтовать с заводом из-за поставок компонентов. Не согласовав цену, СОК даже останавливала заводу поставки.

Непосредственное управление позволит заводу контролировать цену и периодичность отгрузки компонентов на конвейер. То, что непосредственным покупателем активов СОК стал не сам АвтоВАЗ, а некая близкая к нему структура, неудивительно. Активы СОК перегружены долгами и покупать их на баланс АвтоВАЗа нельзя. У завода и так накопился долг перед банками в 39 миллиардов рублей, а перед акционерами 65 миллиардов.

В "СПАРК-Интерфаксе" есть финансовые результаты за 2009 год только трех автокомпонентных заводов СОК - "Автосвета", "Освара" и "Белзана", пишут "Ведомости". Их совокупная выручка составила 4,05 миллиарда рублей, убыток - 414,3 миллиона, а долг перед банками - 1,45 миллиарда рублей.

Для СОК сделка означает почти полный выход из автомобилестроения - весной 2009 года группа продала "ИжАвто", который собирал Lada и Kia, а покупателя на компонентные активы начала искать еще до кризиса. Теперь группа намерена "сконцентрироваться на других проектах, в частности, дорожном строительстве", заявили "Коммерсанту" в СОК.