15.04.2010

Тяжелые грузовики больше не смогут ездить по дорогам бесплатно

Выступая на конференции в рамках Недели российского бизнеса, вице-премьер РФ Сергей Иванов сообщил о том, что правительство раздумывает над введением платы за проезд по всем дорогам автотранспорта, где грузоподъемность превышает 12 тонн. Об этом пишет РИА Новости.

Правда, в нынешнем году такая мера точно введена не будет - надо сначала выработать систему администрирования этих сборов. "Не бабушка же будет сидеть на обочине и на глаз определять 12 тонн или 11", - заметил вице-премьер. По его словам, такие технические средства в мире существуют, а некоторые российские федеральные трассы ими оборудованы (это пункты весового контроля).

"Хорошо и бесплатно - как правило, вещи несовместимые", - заявил Иванов. По его словам чиновника, в России ни одна из автодорог не содержится по нормативам. В итоге до 40% выделяемых на дороги средств идет на латание дыр. Вице-премьер напомнил о европейском опыте: в ЕС оплачивается проезд всех большегрузных автомобилей, в нашей стране же взимается плата лишь с европейских перевозчиков, а свои фуры уничтожают дороги совершенно бесплатно.

В РЖД даже не скрывают, что введение платы с автомобилистов повысит конкурентоспособность железных дорог. "Мы настаиваем на том, что для справедливой конкуренции необходимо задуматься, на каких основаниях осуществляется конкуренция автомобильного транспорта и железнодорожного транспорта. И если клиенты железных дорог платят в оплату услуг железнодорожного транспорта инфраструктурную составляющую, то возникает вопрос, почему такой платы нет для пользователей услуг автомобильного транспорта. У нас дороги бесплатные, состояние дорог характеризуется известным афоризмом", цитирует Газета.Ru президента РЖД ВДажимира Якунина.

Таким образом, к существующему транспортному налогу, который как раз должен тратиться на ремонт дорог (его размер каждый субъект федерации устанавливает самостоятельно), может добавиться еще один сбор. "В целом интерес государства понятен. Если есть возможность взять откуда-то деньги в условиях, когда дефицит бюджета по итогам этого года будет почти 7%, подобные предложения будут рождаться", замечает Газете.Ru директор стратегического департамента ФБК Игорь Николаев. Правда, по его словам, новый налог может выгнать с рынка многие автомобильные транспортные компании. В условиях, когда налоговая нагрузка и так достаточно высока, это приведет к замедлению выхода из кризиса. Сами же дороги лучше не станут. "Пока нельзя сказать, что появление транспортного налога положительно подействовало на улучшение качества дорог. Деньги, которые направляются на ремонт, расходуются нецелевым образом, а сам ремонт проводится некачественно. Это признавалось и президентом, говорит Николаев.

Да и технологии не самые лучшие. Самое главное, что строительство очень дорогое из-за высокой коррупционной составляющей".