31.03.2010

Как повлиял траур на эфир российского ТВ

"Первый", "Россия 1", и НТВ убирать рекламу из эфира не стали в отличие от большинства других каналов

Фото пресс-службы Президента России
В связи с объявленным по Москве днем траура практически все телеканалы изменили сетку вещания, убрав развлекательный контент. Часть из них сняли и рекламу таким образом, чтобы ее не видели столичные зрители. При этом центральные телеканалы - "Первый", "Россия 1" (входит в холдинг ВГТРК) и НТВ (из "Газпром-медиа") размещали рекламные блоки в федеральном эфире почти в том же объеме, что и планировали ранее. Соответственно, рекламу видели и жители столицы. Это подтвердили в пресс-службах телекомпаний.

Между тем, их примеру не последовали большинство негосударственных каналов - РЕН ТВ, "Пятый канал" (холдинг НМГ-ТВ), CTC, "Домашний", ДТВ (холдинг "СТС-Медиа"), ТВ-3, MTV, 2х2 (из "Проф-Медиа"), ТНТ, 7ТВ, ТВЦ и ряд других. Эти телеканалы отказались от рекламы, более того часть из них сняли рекламу не только в Москве, но и по России. Так, "CTC Медиа" убрали местную рекламу на всех каналах холдинга, отметила PR-директор компании Екатерина Осадчая. Как известно, к вопросу освещения последствий теракта утром в понедельник телеканалы также отнеслись по-разному.

С юридической точки зрения отказ от размещения рекламы - добровольная позиция телеканалов. Дело в том, что в соответствии со статьей 14 закона "О рекламе" коммерческие размещения на телеканалах запрещены в дни национального траура, а 30 марта мэр Москвы Юрий Лужков объявил траур только по столице. Как поясняет позицию своей компании пресс-секретарь НТВ Мария Безбородова, на телеканале действовали в соответствии с законодательством, "в противном случае компании был бы нанесен большой финансовый ущерб, что при нынешнем положении на рекламном рынке недопустимо".

При этом для многих федеральных телеканалов вопрос снятия рекламы из эфира является "весьма сложным" с технической точки зрения, но осуществимым, заявил Sostav.ru источник на одном из центральных телеканалов.

Что касается финансовой стороны вопроса, то в беседе с Sostav.ru аналитик компании "Тройка Диалог" Анна Лепетухина отметила, что реклама, снятая в день траура, может быть распределена по свободным блокам в других днях, либо поставлена вместо так называемых эфирных анонсов. Как итог, потеря прибыли от рекламных сборов в конце квартала составляет не такую существенную часть, как может показаться на первый взгляд. С ней согласна заместитель генерального директора по рекламе и PR "Финэкспертиза" Ирина Зеленкова, отмечая, что "отбросив эмоциональную сторону вопроса", даже с прагматической точки зрения центральные каналы повели себя не разумно. Зеленкова приводит пример своей компании, которая размещает рекламу на телеканале "Евроньюс", которая была снята в день эфира. Кроме того, размещение рекламы в день траура наносит серьезный репутационный удар как по телеканалам, так и по рекламодателям, позицию которых, по всей видимости, никто не спрашивал, подчеркивает Зеленкова.

В свою очередь, крупнейшие радиостанции, осуществляющие вещание в Москве, также объявили о намерении снять с эфира развлекательные программы и рекламу в день траура.

Напомним, 30 марта было объявлено в Москве днем траура по погибшим в результате терактов на станциях метро "Лубянка" и "Парк культуры". 39 человек погибло, более 100 получили ранения.

Последний раз телекомпании отказывались от развлекательного вещания и рекламы 7 декабря 2009 года, когда в стране был объявлен траур по погибшим в ночном клубе "Хромая лошадь" в Перми. Тогда ситуация развернулась более скандальным образом.

Шамиль Юсупов, Sostav.ru