08.02.2010

Не роскошь, а средство от кризиса

В период спада власти решили поддержать спрос на квартиры и машины

Приоритетными отраслями анкризисной поддержки властей станут строительство и автопром, заявил в пятницу премьер Владимир Путин, подчеркнув, что именно эти отрасли сильнее остальных пострадали от экономических неурядиц. Независимые эксперты, оценивая правильность указанных направлений, разделились во мнениях: одни согласны с выбором правительства, другие уверены, что содействие государства не поможет ни этим отраслям, ни экономике в целом.

По словам главы правительства, антикризисные меры прежде всего будут связаны с развитием внутреннего спроса и поддержкой занятости. «Особое внимание будем уделять таким отраслям, как строительство и автопром, – тем, которые пострадали больше всего в предыдущий год – год пика кризиса», – сказал он. Премьер сообщил, что из федерального бюджета будет выделено 30 млрд. руб. на приобретение автомобильной техники. «Еще 11 млрд. руб. зарезервировано на выкуп старых машин по программе утилизации», – заявил он. Строительную отрасль будут поддерживать за счет более доступных ставок по ипотечным кредитам, которые планируется снизить до 10–11%, для чего в экономику вбросят до 250 млрд. руб.

Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает выбор властей вполне разумным. «Эти отрасли производят товары длительного пользования, на которые во время кризиса в первую очередь падает спрос, поскольку люди стараются сохранить достигнутый уровень потребления, прежде всего по текущим товарам, – пояснил он «НИ». – Действительно, удар, который перенесли эти отрасли, сильнее, чем в других секторах. Например, в тех, что «питались» от экспорта, цены уже пошли вверх, и ситуация выправилась». Единственное опасение, по словам ученого, заключается в том, что государственная помощь может расслабить ее получателей. «Все начинают надеяться, что государство поможет, а жесткость, которая является важным фактором во взаимодействии рыночных агентов, будет ослабляться», – сетует он.

Напомним, что летом прошлого года правительство уже поддержало отечественный автопром, причем львиная доля этой поддержки досталась «АвтоВАЗу», получившему 25 млрд. руб. на очень льготных условиях. Правда, этих денег хватило на пару месяцев, и прошлой осенью автогигант попросил еще. Сейчас тольяттинский производитель рассчитывает отхватить половину пирога от программы утилизации старых машин, по которой владельцы ржавых «коней» получат 50 тыс. на приобретение новых авто. Как посчитали в компании, предприятие сможет реализовать в 2010 году около 100 тыс. машин из 200 тыс., заложенных в программу. «Мы планируем очень амбициозно по программе взять половину от возможных продаж», – заявил вице-президент по маркетингу и продажам «АвтоВАЗа» Максим Нагайцев.

А вот доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский считает, что утиль особо «АвтоВАЗу» не поможет. «Вкусы и предпочтения потребителей за последнее время изменились, причем в лучшую сторону. Если есть возможность получить 50 тыс. за машину, плюс собственные накопления, плюс занять деньги у знакомых или в банке, то люди предпочтут купить почти аналогичные по цене иномарки российской сборки», – заявил он «НИ». По словам эксперта, пока выделяемая отечественному автопрому помощь носит «социально-групповой» характер. «Мы имеем дело не с экономической целесообразностью, а с удовлетворением в первую очередь групповых интересов, потому что деньги идут не на разработку новых моделей, а на то, чтобы расплатиться с поставщиками, – считает он. – Без обновления у предприятия нет никаких перспектив. Мировая автомобилестроительная мысль ушла далеко вперед, и сегодня то, что производит «АвтоВАЗ», уже никому не нужно».

Пока положение отечественного автопрома остается критическим. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), снижение продаж «АвтоВАЗа» в 2009 году составило 44%, «Группы ГАЗ» – 56%. Строительная отрасль в этом смысле пострадала значительно меньше. По данным Росстата, объемы строительства жилья в РФ снизились в 2009 году на 6,7%. Число сделок купли-продажи в прошлом году, по данным Росреестра сократилось на 16%. Впрочем, эксперты ожидают, что основное падение в отрасли придется на этот и следующий годы. Власти рассчитывают поддержать падающий спрос, сделав более доступными ипотечные кредиты. Планируется снизить процентную ставку до 10–11%, а в перспективе – и до 7% годовых. В частности, АИЖК совместно с ВЭБом уже реализуют проект по стимулированию строительства жилья эконом-класса.

«Мне кажется правильным, что поддерживается ипотечное кредитование, – считает г-н Ясин. – Доступность жилья – это ключевой вопрос. Люди будут предъявлять спрос, а государство продолжит создавать рынок доступного жилья эконом-класса. Это один из самых массовых рынков, который предстоит создать в посткризисной структуре российской экономике». А вот г-н Кричевский считает, что снижение стоимости кредитов не сильно скажется на спросе. «У нас количество выданных ипотечных кредитов нарастающим итогом составляет 107 тыс., общая сумма – 1 трлн. руб., – сообщил он. – 2% домохозяйств смогли решить свои проблемы с помощью ипотеки. Но даже если сделать ставку 0%, я не уверен, что сильно вырастет количество тех, кто сможет потянуть ежемесячные платежи по тем ценам, которые мы видим. Необходимо не субсидировать процентную ставку по ипотеке, а снижать цены на жилье. Надо снижать коррупционную составляющую и исключить спекулятивную составляющую в этой цене. Это путь, но по нему никто не идет».

МИХАИЛ КАЛМАЦКИЙ

Новые Известия