11.12.2009

Мат для глянца

По расчетам главы Гильдии издателей периодической печати, до конца года в России закроются 10 глянцевых изданий

глянцевые издания
Фото: ИТАР-ТАСС
До конца года в России могут закрыться 10 глянцевых журналов. Причина − в непосильных на фоне кризиса и отсутствия рекламы расходах на печать и зарплаты сотрудникам. Впрочем, по мнению экспертов, «чистка рядов» пойдет глянцу только на пользу − в «сытые» 2006−2008-е годы появлялось много неоправданных с экономической точки зрения проектов. Кроме того, сегодня хорошее время, чтобы по дешёвке приобрести перспективные на фоне будущего восстановления рынка активы.

Вынос глянца

До 10 глянцевых журналов будут закрыты до конца 2009 года. Такие цифры привел в четверг на Форуме европейских и азиатских медиа глава Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) Василий Гатов.

«На рынке много проектов, которые не могут считаться бизнесом»

По его словам, причина подобного нерадостного для глянца будущего − в непосильных на фоне кризиса и отсутствия рекламы расходах на печать и зарплаты сотрудников. Василий Гатов приводит пример: выпуск одного номера глянцевого журнала тиражом 20−40 тыс. экземпляров обходится примерно в 100 тыс. долларов. При этом минимальные стартовые инвестиции в глянцевый журнал, как говорит президент ИД Родионова Михаил фон Шлиппе, составляют 1 млн долларов плюс убытки первого года в 500−800 тыс. долларов.

«Многие компании провели чтения бюджетов на следующий год и оценку экономической перспективности проектов. Эти советы проходят, и там продумывается, как будут публично оформлены эти закрытия», − цитирует Гатова РИА «Новости».

За примерами закрытий далеко ходить не надо: так, вчера было объявлено о приостановке выпуска журнала ICONS, который издавался ИД Forward Media Group.

«Руководством FMG было принято решение приостановить проект и перенаправить усилия компании в пользу экономически перспективных изданий, как уже существующих (журналы HELLO!, «Медведь», Story и т. д.), так и будущих», − сказано в пресс-релизе издательского дома. Напомним, ранее FMG закрыло еще два глянцевых журнала − Car и Empire. Вообще же, по словам Гатова, всего на рынке существует порядка 200 глянцевых изданий, но большая их часть малоизвестна широкой публике.

Пик пройден

О том, что рынок «глянцевых» журналов сильно пострадает от кризиса, говорилось уже давно. Так, в июне 2009 года приводились цифры о том, что этот сегмент издательского бизнеса просел на 29%. Тогда одни игроки рынка считали, что «дно» отрасли наступит на стыке 2009-го и 2010 годов, другие предсказывали пик падения в августе−сентябре 2009 года.

«Пик кризиса, по моему мнению, пройден, однако подъем будет долгим», − отмечает медиадиректор TNS Россия Руслан Тагиев. По его словам, многие издания появились на растущем рынке 2006−2008 годов и планировали, что их сфера будет расти и далее на 30−40% в год.

В результате, по словам Василия Гатова, на рынке появилось много проектов, которые не могут считаться бизнесом. «Определенное количество денег потрачено в никуда, они не попали в капитал, оказались просто выброшенными, − говорит эксперт РИА «Новости». − При этом многие издания лишили возможности журналистов развиваться, потому что заставляли делать бессмысленную работу».

Кризис во благо

Впрочем, отраслевые эксперты отмечают, что нынешний кризис для рынка глянцевых изданий будет только во благо. «Мне кажется, в этой ситуации очень велика вероятность слияний и поглощений − на рынке сейчас много интересных активов», − отмечает Тагиев.

Эксперт приводит такой пример: в конце ноября было объявлено о том, что российское отделение Axel&Springer приобрело 100% акций российского подразделения «Gruner+Jahr Россия», выпускающего журналы GEO, GALA Биография, GEO Traveller и GEOленок.

«Перспективы для хорошего, качественного глянца в России, несмотря на кризис, есть, − уверен Тагиев. − К примеру, в США на общефедеральном уровне выходят 12 тыс. журналов, и все они как-то сосуществуют вместе, зарабатывают деньги. Мы, конечно, не можем угнаться за Америкой, но у нас рекламный рынок также входит в десятку крупнейших в мире. Так что сейчас самое время покупать − через год−полтора, когда рынок глянца вновь начнет рост, новоприобретенные активы могут стать золотыми».



Тимур Мухаматулин

Взгляд