08.12.2009

Попали под сокращение

Заработок руководства Сбербанка урезан вдвое

сокращение
Фото: Сергей Иванов/ВЗГЛЯД
Общая сумма вознаграждения ключевого руководства Сбербанка, включая зарплату и премии, составила за девять месяцев 2009 года 302 млн рублей. Это в два раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Эксперты отмечают: Герман Греф берет пример с западных коллег, которые серьезно ужесточили правила бонусных выплат, и подобное решение пойдет только на пользу Сбербанку − сэкономленные миллионы позволят пополнить его капитал.

Скромный Греф

Руководство Сбербанка снизило себе выплаты за девять месяцев 2009 года в два раза. Согласно отчетности банка по МСФО, общая сумма выплат топ-менеджерам (зарплата, бонусы и наращенные премии) составила 302 млн рублей против 662 млн рублей годом ранее.

«Дмитрий Медведев посоветовал руководителям компаний, получающих господдержку, и государственных компаний «вести себя прилично» и ограничить себя в размерах бонусов»

«За три месяца, закончившихся 30 сентября 2009 года, общая сумма вознаграждения ключевого руководства Группы, включая заработную плату, а также выплаченные и наращенные премии, составила 111 млн рублей (за три месяца, закончившихся 30 сентября 2008 года, − 233 млн рублей)», − отмечается в документе, передает РИА «Новости».

Заокеанская мода

Надо сказать, в части снижения бонусов Сбербанк не оригинален − первыми сокращать соответствующие выплаты стали американские компании. «Вдохновила» их на это речь президента США Барака Обамы, который высказался о недопустимости бонусных выплат менеджменту банков, которые из-за своего критического финансового положения прибегли к государственной помощи.

Причиной такого заявления послужили скандалы с выплатой крупных премиальных в американском страховщике AIG. На фоне убытков в 99 млрд долларов топ-менеджеры AIG получили бонусы на общую сумму 218 млн долларов за счет правительственной помощи, что вызвало волну возмущения в США. Также в августе комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) обязала Bank of America заплатить 33 млн долларов штрафа за незаконную выплату бонусов. В свою очередь, премиальные менеджерам Merrill Lynch обошлись в 5,8 млрд долларов. И это притом что правительство США направило 20 млрд долларов на осуществление слияния этого инвестбанка с Bank of America.

Борьба с бонусами

Бонусные скандалы вынудили многие страны задуматься о необходимости ужесточения системы выдачи премий. Так, в ноябре Франция объявила об ограничениях на бонусы для банкиров. Согласно новым правилам, премии для трейдеров и высокопоставленных сотрудников французских финансовых организаций должны быть растянуты на несколько лет.

При этом в случае, если банк будет убыточен, то платежи могут быть сокращены или прекращены. Помимо этого, по крайней мере, половина бонусов должна выплачиваться акциями, которые можно будет продать только через два года.

В свою очередь, правительство Великобритании решило ввести одни из самых жестких в мире норм регулирования работы банков. Теперь последние обязаны раскрывать число сотрудников, которые зарабатывают ежегодно более 1 млн фунтов (1,65 млн долларов). По меньшей мере, половину оплаты труда финансистов составят акции их родного банка с условием, что они могут быть проданы не ранее чем через пять лет. В качестве премиальных сотрудникам будет выплачиваться в первый год лишь одна треть от суммы, оговоренной в контракте при найме, а остальную часть компенсируют в течение трех лет. Однако в случае неудачной деятельности финансового института эти бонусы могут быть изъяты.

«Ведите себя прилично»

В России до столь жесткого регулирования «бонусного вопроса» дело пока не дошло − власти страны ограничиваются словами. Так, в начале апреля текущего года президент России Дмитрий Медведев посоветовал руководителям корпораций, получающих господдержку, и государственных компаний «вести себя прилично» и ограничить себя в размерах бонусов.

Намек был понят: вскоре после этого заявления министр финансов Алексей Кудрин на съезде Ассоциации российских банков сообщил, что топ-менеджеры российских госкомпаний, госбанков и госкорпораций останутся без больших бонусов на несколько лет.

Хотя это, конечно, что подразумевать под словом «большие». Так, согласно отчету ВТБ за 2008 год, с учетом текущих рыночных условий банк решил не выплачивать бонусы членам правления по итогам года. С другой стороны, зарплаты и премии членов правления в прошлом году составили 533,919 млн рублей (за первые шесть месяцев 2009 года − 120,089 млн рублей). При этом банками с самыми щедрыми бонусами, как сообщил газете ВЗГЛЯД источник в Ассоциации российских банков, можно назвать Банк Москвы, Газпромбанк, Уралсиб, Юникредит и Альфа-Банк.

Правильный шаг

Отраслевые эксперты уверены: от законодательного ограничения бонусов финансовая сфера только выиграет. «Проблема регулирования бонусов имеет психологический характер. Если человек получает большие бонусы, он рискует не своими деньгами, а в случае наших госбанков, вообще государственными, − говорит главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. − Если же у человека маленькие бонусы, он уже менее склонен к большим рискам, потому что его личная прибыль меньше, а риски того, что он потеряет работу или его понизят в должности, остаются. Поэтому и проводится политика регулирования бонусов. Кроме того, чем меньше бонусы, тем большие деньги акционеры могут направлять на пополнение капитала».

Галина Камнева

Взгляд