07.12.2009

Бокал лосьона

К зиме в России стало заметно расти потребление суррогатов алкоголя

Потребление суррогатов алкоголя в виде технических жидкостей и лосьонов в ноябре 2009 года в 23 регионах РФ выросло по сравнению с октябрем на 9% и составило 1,275 млн. литров, сообщил в конце прошлой недели Союз производителей галеновых лекарственных препаратов (СПГЛП) – медицинских настоек. По данным мониторинга потребление дешевой парфюмерии и очистителей, в чей состав входит этиловый спирт, по розничной цене от 7 руб. за 100 миллилитров выросло в Саратове в 1,3 раза, в Ижевске – в 1,3 раза, в Тамбове – в 1,5 раза, в Ярославле – в 1,3 раза, в Екатеринбурге – в 1,2 раза.

В отчете также говорится, что в некоторых регионах РФ «меры борьбы с рынком суррогатного алкоголя, которые проводят власти и правоохранительные органы, дали свои первые результаты». «В Ульяновске продажи косметическо-парфюмерных и технических жидкостей снизились в 1,3 раза, в Челябинске – в 1,7 раза, в Тольятти – в 1,5 раза, в Саранске – почти в два раза», – говорится в исследовании. Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз к этому относится скептически. Он полагает, что просто потребители суррогатов, среди которых преобладает население с доходом менее 5 тыс. руб. в месяц на душу, перешли на самогон или на «бытовую химию». «Ничего в экономике России и указанных в исследовании регионах не произошло для улучшения жизни людей, поэтому они не могли перейти на потребление легальной водки по 90 руб. за литр», – убежден эксперт.

Выводы же о том, что спиртосодержащие жидкости народ попросту пьет, волонтеры СПГЛП сделали на том основании, что использование растворов по прямому назначению, указанному на упаковке (для косметических, медицинских и иных целей), не является основным ни для производителей, ни для покупателей. Мало того, применять их наружно бессмысленно, отмечают эксперты, поскольку они практически не обеспечивают заявленных потребительских свойств. В числе самых популярных суррогатных «напитков» специалисты выделяют лосьоны «Огуречный», «Боярышник», «Зверобой», «Женьшень», «Перец»; «Душистые воды Ясон», «Аромат Черешни», «Аромат лимонный», «Фруктовая», одеколон «Гвоздика», тоник для лица «Березовые почки», одеколон «Тройной», антисептик «Марат», средство гигиеническо-профилактическое для рук «Клин», средство для ванн «Трояр». Некоторые продукты продаются в пластиковых пакетах по 250 мл. А средство защитное «АРТ «РОЯЛ-ЛЮКС» (глицерин, вода, ДЭФ и краситель) реализуется в «гросс»-упаковке 5 литров! Если спроецировать количество выпитых суррогатов за месяц на всю страну, получается, что Россия выпивает 13–15 млн. далл лечебно-косметических средств в год.

Николай Герасименко, зампред думского Комитета по охране здоровья сказал «НИ», что неудивлен растущему потреблению суррогатов: «Одними словами и соцрекламой проблему не решить. Нужны решительные действия правительства – спирт для галеновых препаратов должен быть таким же дорогим, как и для водки, а возможно, и дороже. Нужно изменить расфасовку – максимум 40 мл. Добавить явно синтетическую окраску и отпугивающий запах. Мы давно предлагали также заменить спиртовые растворы водными. В общем, правительство должно думать и менять техрегламенты», – убежден законодатель. Вместе с тем не все депутаты надеются на правительство.

До 2015 года федеральная служба «Росалкогольрегулирование» обещает побороть нелегальный рынок алкоголя. Ведомство представило проект концепции, в котором говорится об акцизах, ценах, ограничениях в торговле, развитии спорта и физкультуры, пивных фестивалях и много еще о чем, только не о борьбе с суррогатами. Борьба должна вестись не просто с нелегальной продукцией (ее уничтожение – не самоцель), а за легализацию рынка. И тогда в российском алкогольном законодательном и исполнительном мире все встанет с головы на ноги, убеждены эксперты.

АНЖЕЛА ДРУЖИНИНА

Новые Известия