18.11.2009

Porsche приезжает в Россию

Немецкая автокомпания может собрать Юрию Лужкову на мощностях завода ЗИЛ «русский Hummer», о чем давно мечтает столичный градоначальник

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
Руководство столичного завода ЗИЛ прорабатывает вопрос запуска нового модельного ряда легендарного автобренда. В частности, ведет переговоры по поставке запчастей с не менее легендарной компанией Porsche. Не исключено, что менеджмент завода с помощью специалистов немецкой автокомпании будет разрабатывать проект гражданской версии российского военного автомобиля по аналогу знаменитого Hummer, о необходимости начала производства которого неоднократно заявлял Юрий Лужков.

Стратегический партнер

Представители немецкой автокомпании Porsche провели переговоры в Москве с представителями ЗИЛа. Об этом сообщают «Ведомости».

«Своими переговорами с Porsche правительство Москвы дает недвусмысленный сигнал о том, что ЗИЛ как марка вовсе не мертв»

Как рассказала изданию пресс-секретарь московского офиса Porsche Оксана Хартонюк, речь идет о сотрудничестве в сфере инжиниринга – в частности, Porsche может поставлять заводу узлы и агрегаты.

В департаменте науки и промышленной политики правительства Москвы газете ВЗГЛЯД эту тему комментировать отказались. «Мы вели деловые переговоры и не намерены освещать их в прессе», − заявили представители ЗИЛа.

Незавидное положение

Напомним, контрольный пакет акций одного из крупнейших автомобильных заводов России сейчас принадлежит правительству Москвы. На заводе выпускается 15 видов автомобилей. В основном это грузовики, фургоны и спецтехника, а также элитные легковые автомобили в модификации «седан» (ЗИЛ 41041) и «лимузин» (ЗИЛ 41047).

Однако несмотря на это, сегодня завод переживает явно не лучшие времена. Так, в феврале 2009 года было официально объявлено о переходе на трехдневную рабочую неделю – как говорилось в официальном заявлении ЗИЛа, «в силу значительных по численности и масштабу недопоставок комплектующих для сборки автомобилей и спецтехники на шасси ЗИЛ со стороны целого ряда поставщиков».

При этом интересно, что в 2007 году ЗИЛом уже интересовались в Porsche. Тогда обсуждалась возможность производства автомобилей компании на зиловских мощностях, однако из-за завышенных требований российской стороны сделка в итоге не состоялась.

Про козу и баян

Чем вызваны новые переговоры между руководством компаний ЗИЛ и Porsche? Как говорит источник газеты ВЗГЛЯД в Минпромторге, сегодня на самом высшем государственном уровне обсуждается концепция развития автомобильной отрасли России. В частности, идет своеобразная ревизия советских автомобильных брендов, и своими переговорами с Porsche правительство Москвы дает недвусмысленный сигнал о том, что ЗИЛ как марка вовсе не мертв, как считают сегодня многие, и при должной помощи государства современные машины этого бренда еще могут появиться на дорогах России.

Косвенно подобную версию подтверждают слова главы департамента автомобильной политики Министерства промышленности и торговли Алексея Рахманова, который заявил о возможном возрождении старых советских марок, таких как «Москвич» и «Чайка». «Если в этом списке есть «Москвич», то почему бы не быть ЗИЛу?» − задается вопросом источник газеты ВЗГЛЯД.

Для справки: о том, что выпуск современных машин под маркой ЗИЛ надо возродить, неоднократно заявлял мэр столицы Юрий Лужков. Одно из последних подобных заявлений датировано апрелем 2009 года, когда Лужков дал понять, что на заводе планируется развернуть полномасштабное производство отечественных военных автомобилей, а также их упрощенной гражданской версии по типу «Хаммеров».

Даешь качественные запчасти

По общему мнению опрошенных газетой ВЗГЛЯД экспертов, компания Porsche прежде всего интересна ЗИЛу как многоопытный партнер по выпуску запчастей высшего класса. «Скорее всего, речь идет о техническом сотрудничестве для доведения агрегатов на автомобилях ЗИЛ до нормы «Евро-4», − говорит аналитик Ernst&Young Иван Бончев. − Выбор Porsche в этой связи неслучаен, так как у компании прекрасная репутация с точки зрения инжиниринга».

Говоря о тенденции к сохранению национальных марок при внедрении иностранных технологий, Бончев отмечает, что это – разумный выход руководства ЗИЛа, мечтающего начать производство нового модельного ряда легковых авто. «Разработка передовых конкурентоспособных технологий с нуля – дороже и дольше», − считает эксперт.

Впрочем, кое-кто полагает, что ЗИЛ уже упустил возможность начать новую главу собственного развития. «Не ясно, какие именно проекты могут реализовывать инженеры Porsche, − говорит независимый автоэксперт Сергей Асланян. − Перспектив у этого сотрудничества мало. ЗИЛ сейчас не может выпускать легковые автомобили. Такой шанс у завода был, но он упущен».

Тимур Мухаматулин

Взгляд