10.11.2009

На работу за взятку

Кризис сильно испортил нравы на рынке труда

При приеме на работу все чаще
звучит слово «отблагодарить».
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
По последним данным социологов, участились случаи, когда соискатели рабочего места предлагают в той или иной форме «отблагодарить» сотрудников кадровых центров за трудоустройство. Те в свою очередь не прочь намекнуть на необходимость такой благодарности, а то и прямо ее потребовать. Руководители HR-агентств в свою очередь жалуются, что их клиенты-работодатели нередко пускаются во все тяжкие, чтобы максимально сэкономить на поиске новых сотрудников, даже в нарушение закона.

Предложения «отблагодарить» их за устройство на работу получали 29% опрошенных специалистов кадровых центров, утверждает исследовательский центр Superjob. «Кандидат на должность управляющего крупного магазина многозначительно дернул бровями и спросил: «Вам сто тысяч лишние будут, что ли?», «Взятки предлагали и продолжают предлагать. Кому-то нужна просто запись в трудовой книжке, кому-то – стаж», – делятся опытом кадровики.

Сами соискатели рабочих мест признаются в своих прегрешениях гораздо реже – всего 5%. Но сама мысль «дать» за трудоустройство представляется многим продуктивной. «Пока не довелось, но за хорошую должность я бы неплохо заплатил», – отмечали некоторые участники опроса. Кто-то назвал это «хорошей идеей», а кто-то с удивлением спросил: «А что, так можно?» Опрос показал, что можно, и довольно часто. Во всяком случае с тем, что сотрудники кадровых служб намекают соискателям на необходимость вознаграждения, сталкивался каждый десятый. «Вымогали, причем наглым образом. Пришлось дать, потому что должность высокая», – отмечали участники опроса.

Другой вариант: «Скорее они не вымогали, а пытались обмануть. За рассказ о деятельности предприятия надо было заплатить».

«Существует масса фирм-однодневок, нигде не зарегистрированных, они зарабатывают на неопытности простых граждан, вымогая деньги за якобы престижную должность в хорошей компании, – прокомментировала «НИ» ситуацию на рынке труда генеральный директор московского кадрового центра Галина Прошина. – Я постоянно слышу подобные истории. Не нужно лениться – зайдите в Интернет и посмотрите, существует ли вообще такая компания, сколько лет она на рынке, какие у нее клиенты.

Итак, понятно, что кризис сильно испортил нравы кадровиков и соискателей. Однако и работодатели далеко не святые. «Участились случаи, когда наши заказчики, то есть те, для кого мы ищем сотрудников, не платят за услуги, несмотря на договор, – рассказала «НИ» управляющий директор кадрового агентства Ирина Крутских. – И таких немало. При этом они берут на работу найденного нами сотрудника и просят его не говорить о том, что он все-таки принят. Доходит до смены номера мобильного телефона, чтобы человек «потерялся». При этом совершенно ясно: если работодатель обманывает нас, он будет так или иначе обманывать и сотрудника. Среди кадровых агентств даже появились своеобразные «черные списки», куда входят недобросовестные клиенты. К сожалению, они стремительно пополняются».

К другой негативной тенденции Ирина Крутских отнесла участившиеся в последнее время попытки подкупа отдельных сотрудников кадровых агентств. «Схему отката пытаются применять и в нашей области, – пояснила эксперт. – Были случаи, когда наши клиенты предлагали нашим же сотрудникам, так сказать, в частном порядке заняться подбором персонала для них. Пытаются сэкономить».

ЖАННА ПРИСЯЖНАЯ

Новые Известия