06.11.2009

Такой «Черкизон» не нужен

Корреспондент газеты ВЗГЛЯД пообщался с работниками Хасанского рынка, который собираются сносить власти Петербурга

Черкизон
Фото: Денис Нижегородцев
Через три года на пересечении проспекта Наставников и Хасанской улицы в Петербурге должна будет вырасти новая современная торговая площадка. Вот только обитатели действующего рынка мириться с приговором властей не спешат. И даже бульдозеры, отправленные на подготовку территории под новое строительство, их не страшат. Смысл происходящего они объясняют так: «Власти хотят через несколько лет сделать на этом месте такой же рынок, только без нас».

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский рассказал в четверг о судьбе многострадального Хасанского рынка. В течение нескольких последних лет его четыре раза выставляли на торги, снизили стартовую цену с 381 до 100 миллионов рублей, но никто из инвесторов так и не смог его купить. Тогда власти решили снести действующий рынок и построить на его месте новый сами, на деньги из бюджета Петербурга. Для реконструкции действующую торговую площадку планируется закрыть на три с лишним года.

«Город хочет выделить из бюджета 385 миллионов рублей только для того, чтобы нас снести и построить на этом месте такой же рынок, только без нас»

Вице-губернатор назвал и точную дату ликвидации Хасанского рынка в нынешнем его виде – 15 января 2010 года.

«15 января торговая деятельность будет прекращена. В 9 утра приедут бульдозеры и начнут подготавливать территорию для строительства», – сказал чиновник, слова которого приводит РИА «Новости».

Осеевский отметил, что владельцы рынка, чей договор аренды формально истек еще в 2004 году, не хотели идти с властями на компромисс. Вице-губернатор также назвал Хасанский «черной дырой, куда уходят средства».

При этом чиновник пообещал, что местным торговцам на время реконструкции будут предоставлены места на других рынках. А когда будет построен новый рыночный комплекс, они смогут вернуться.

Ранее губернатор Петербурга Валентина Матвиенко употребила в отношении Хасанского рынка следующий эпитет: «Я не хочу, чтобы в Петербурге был свой «Черкизон». Местные СМИ полагают, что градоначальница таким образом намекала на антисанитарию и отсутствие европейских стандартов торговли в данном месте.

Именно этим обстоятельством, видимо, объясняется и отказ губернатора предпринимателям с Хасанского самим оплатить собственную реконструкцию, выкупив это право за 100 миллионов рублей.

Корреспондент газеты ВЗГЛЯД побывал в четверг на Хасанском рынке. Рынок приятно удивил. Чисто. Одноэтажные корпуса, много-много вывесок – чего здесь только не продают. Но нет ощущения беспорядка. Есть на рынке большой автомобильный кластер: здесь есть все для автомобилиста – от автосервиса до магазина «Прибамбасиков». Недалеко торгуют одеждой. Отдельный ряд – продажа овощей и фруктов.

Подходим к местным. Реакция на возможный снос рынка, ясное дело, негативная. Начинают объяснять, почему.

«Город хочет выделить из своего дефицитного бюджета 385 миллионов рублей только для того, чтобы нас снести и через три с половиной года построить на этом месте такой же рынок, только без нас, – пожимает плечами владелец магазина автозапчастей для иномарок Александр Одинцов. – 2,5 тысячи рабочих мест ликвидируются. Что предлагаем мы? Предприниматели Хасанского рынка готовы сами реконструировать это место, вложить в него собственные деньги. Но сделать это мы хотим, не прекращая торговли, без закрытия рынка, поэтапно. Мы предлагали выкупить его на торгах за 100 миллионов рублей, но наши условия власти почему-то не принимают. Они продолжают настаивать, по сути, на нашей самоликвидации, чтобы в течение трех лет здесь ничего не было. Бред».

Предприниматель напоминает, что десять лет назад на этом месте рос бурьян, и торговцы построили здесь все с нуля, сами, вложили свои деньги. Мало кому хочется проходить этот путь заново.

«Насколько я понимаю, происходящему есть только одно объяснение – позиция главы города, – предполагает наш собеседник. – Что нам говорит губернатор: хотите инвестировать – инвестируйте в другом месте, а здесь будем строить мы».

Александр обещает бороться до последнего, используя для этого все законные способы. Не страшат его ни ОМОН, ни бульдозеры, которые обещают приехать 15 января.

«У нас, как видите, своя специфика, – рассказывает индивидуальный предприниматель Антонина Петухова, владелец точки по продаже автомобильных аксессуаров «Прибамбасики». – Я со своим товаром на любом рынке торговать не смогу. А автосервисы? Вы видели, какое у них там дорогостоящее оборудование? Просто так за несколько дней абы куда не переедешь. Я, честно говоря, даже не представляю, к чему тут у нас можно придраться. Все цивилизованно, чисто, красиво. Или что, им инновационные технологии в каждой торговой палатке подавай? Вот как к рабам к нам относятся, ей-богу».

Успела Антонина Петухова побывать и на альтернативной торговой площадке, которую предлагали им районные власти. От той поездки у нее остались лишь негативные впечатления: «Нам говорят: идите на Ириновский рынок. Съездили мы туда с сыном. Я вам скажу: это не прошлый век, это позапрошлый век! Власти отстроили там одно нормальное лицевое здание, а за ним стоят семь ангаров из пленки. Полы земляные, пространство разделено между собой решетками. Мы в этом ужасе должны еще за свой счет пол сделать и стены. Смысл-то в этом какой? Если у нас это все уже есть?»

Подходим к овощным рядам. Продавец Галина Алексеевна вздыхает:

«Я не верю, что мы сможем что-то изменить. Бесполезно все. Точно такая же ситуация была в прошлом году на другом городском рынке, на Просвещения. Там тоже люди боролись. В итоге нам дали 24 часа – распродавайте все, как хотите. И вот я здесь».

Продавец фруктов Эдик Искандеров солидарен с Галиной Алексеевной:

«Да кто нас слушать-то будет? Мы же мигрантами считаемся, на птичьих правах, значит. Тут говорить даже нечего».

Напомним, самая известная история с выселением рынка продолжается сейчас в Москве. Само слово «Черкизон», или Черкизовский рынок, становится уже понятием нарицательным.

Денис Нижегородцев

Взгляд