28.10.2009

«Евросеть» поставила продуктовый рекорд

Крупнейший российский сотовый ритейлер «Евросеть» за третий квартал 2009 года показала рекордную в своей истории рентабельность по EBITDA — 10,8%, что сопоставимо с показателями продуктовых ритейловых компаний

Согласно представленной во вторник отчетности, консолидированная чистая прибыль «Евросети» по МСФО в третьем квартале составила 1,196 млрд рублей, выручка — 15,247 млрд рублей, показатель EBITDA —1,644 млрд рублей.

Помимо этого, компании удалось существенно увеличить рентабельность по EBITDA — почти вдвое по сравнению со вторым кварталом, когда она составила 4%. «Если раньше маржа по EBITDA компании не превышала 2-3%, то по итогам третьего квартала она достигла 10,8%. Мы считаем, что это показатель должен быть таким же, как и у других компаний на ритейловом рынке», — заявил во время конференц-колла президент «Евросети» Александр Малис.

По словам главы компании, повысить эффективность бизнеса удалось за счет существенного сокращения издержек (на зарплату, аренду, общехозяйственные расходы). В частности, «Евросеть» снизила затраты на логистику на 32% и серьезно сократила персонал. «Когда я пришел в «Евросеть», штат офисных работников составлял порядка 7 тысяч, сейчас — это 3 тысячи, и он сократится еще больше», — пообещал Александр Малис.

Сейчас в компании работает порядка 20 тысяч сотрудников, 17 тысяч из которых заняты в продажах.
Помимо этого, отмечает глава «Евросети», была проведена серьезная работа по товарной матрице: «Компания очень много теряла на закупках товара, который не всегда был ликвидным, и его приходилось продавать по низким ценам или ниже себестоимости». Снижению издержек также способствовал отказ «Евросети» от многих смежных проектов, в частности от развития виртуального оператора (делает проект совместно со СМАРТС).

Эксперты подтверждают: «Евросети» действительно удалось приблизиться по показателям рентабельности к другим ритейловым компаниям. По оценкам управляющего партнера компании MOST Marketing Виктора Ларионова, рентабельность по EBITDA у розничных сетей электроники и бытовой техники сейчас не более 8%.

«Если сравнивать с сегментом продуктовой розницы, то маржинальность «Евросети» находится на сопоставимом уровне, — считает аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков. — Например, если смотреть на «Магнит» — это 9-9,5%. Но не стоит забывать, что в борьбе за трафик продуктовые сети серьезно снижают цены, дают скидки и т. п., что не может не сказаться на их рентабельности».

Так, у X5 Retail Group (развивает сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») по итогам второго квартала EBITDA margin составила 8,7%, тогда как за аналогичный период 2008 года она была на уровне 9,2%.

Оптимизация расходов «Евросети» продолжится и дальше, обещает Александр Малис: компания будет уменьшать кредитный портфель, планируются также дальнейшие сокращения персонала и возможный уход с какого-либо рынка СНГ (какого именно — он не уточняет). По итогам 2009 года маржинальность бизнеса «Евросети», по крайней мере, не ухудшится, выручка достигнет 60,574 млрд рублей, а продажи — 10,5 млн сотовых телефонов.

«Очевидно, что произошли изменения в позиционировании компании. Это уже не дискаунтер, которым «Евросеть» являлась при Евгении Чичваркине. Но пока не ясно, как к этому отнесутся пользователи, — говорит аналитик ИК «Велес Капитал» Илья Федотов. — Впрочем, выглядят эти изменения логично, не стоит забывать о планах Александра Мамута продать свою долю в «Евросети» (сейчас владеет через ANN 50,1%), и об опционе «Вымпелкома» на покупку у него 25% ритейлера. С невысокой рентабельностью увеличивать свой пакет (с нынешних 49,9%) в «Евросети» ему невыгодно».

К тому же, отмечает эксперт, у «Евросети» серьезная долговая нагрузка. «Для того чтобы ее погасить, надо генерировать хороший денежный поток самой компании, поскольку очевидно, что, например, «Вымпелком» не горит желание спонсировать компанию», — отмечает Илья Федотов.

Александра Ходонова

BFM.RU