27.10.2009

Рекламный разбег

Российская индустрия прогнозирует улучшение ситуации уже в IV квартале

 Спустя год после первых тревожных симптомов болезни под названием "кризис", рекламный рынок постепенно начал приходить в себя. Об этом на конференции "Рекламная индустрия и новый потребитель", организованной Aegis Media, объявили компании "Видео Интернешнл" (ВИ), "ЭСПАР-Аналитик" и "Яндекс". Впервые с начала рецессии крупнейшие игроки рынка признались, что увидели свет в конце тоннеля.

Представители почти всех медиа рекламного рыка надеются, что уже в IV квартале индустрия начнет выходить из кризиса. Наиболее оптимистично настроены в крупнейшем медиаселлере "Видео Интернешнл". Его генеральный директор Сергей Васильев считает, что падение доходов телевидения от рекламы в IV квартале будет меньше, чем 21%, а в 2010 году отрасль и вовсе начнет приближаться к цифрам 2008 года.

Кризис катализировал увеличение доли телевидения в рекламном пироге, считают в ВИ. По подсчетам селлера, "кусок" телевидения увеличился в январе-сентябре текущего года до 58%. Год назад доля сегмента составляла 51%. Это совершенно нормально для такой страны как Россия, полагает господин Васильев.

"Мы не видим причин для роста в 2010 году, - заявил эксперт. - Но с другой стороны, нет причин и для сокращения. Весь вопрос в том, как изменится потребитель. Тем не менее, шансы на рост во втором полугодии следующего года весьма велики".

Оживления ждут и "наружники". По данным "ЭСПАР-Аналитик", в сентябре-октябре наметился стабильный рост коммерческих загрузок. И это несмотря на то, что сегмент потерял в III квартале почти 50% доходов, а скидки операторов достигли невероятных размеров. В 2010 году отрасль ожидает динамики от -10% до 10%.

Впрочем, генеральный директор "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин склонен верить, что операторы будут прибыльными, только если в следующем году московское правительство сохранит 30% скидку на арендную плату, а доходы отрасли вырастут на 10%.

В интернете все выглядит куда благоприятнее. Даже этот год онлайн-реклама закончит в плюсе, полагает директор по развитию медийных продуктов "Яндекса" Лев Глейзер. Рост объемов интернет-рекламы по итогам года составит от 10% до 20%, причем контекстная реклама покажет более значительную динамику, чем баннерная.

В 2010 году, по словам господина Глейзера, сегмент онлайн-рекламы в целом (баннерная и контекстная) может взлететь на 30-50%. Но при условии сохранения существующих тенденций, оговаривается спикер. Кстати, Сергей Васильев из ВИ развеял распространенную байку о том, что в будущем интернет станет конкурентом для телевидения. "Самый серьезный конкурент ТВ - это BTL, - пояснил он. - Мысли о том, что аудитория телевидения перетечет в интернет, я не разделяю".

Аналитический центр ВИ констатирует, что в январе-сентябре 2009 года доходы телевидения упали на 21% (здесь и далее с НДС), радио - на 33%, прессы - на 45%, наружной рекламы - на 44%, новых медиа - на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Единственное медиа, которое пока показывает положительную динамику - интернет. Здесь рост составил 6% и в основном за счет контекстной рекламы.

Дмитрий Захаркин, Sostav.ru