29.09.2009

Треть пропала

Продажи мобильных телефонов в России сократились более чем на тридцать процентов

Продажа, мобильный телефон
Фото: Сергей Иванов/ВЗГЛЯД
Падение продаж мобильных телефонов в России в третьем квартале составило 31,6% относительно аналогичного периода 2008 года. Такие цифры были ожидаемы − в течение всего года ритейлеры отмечают значительный спад интереса потребителей к мобильникам. Однако игроки предполагают, что восстановление спроса начнется уже в 2010 году. Поможет им в этом распространение смартфонов, спрос на которые повышается, несмотря на кризис.

В третьем квартале 2009 года продажи мобильных телефонов сократились относительно аналогичного периода 2008 года на 31,6% до 7,1 млн штук. Такие данные приводятся в обзоре рынка, сделанном компанией «Евросеть». Общее падение продаж за год составило 34,1% − до 17,66 млн штук.

«Активность потребительского спроса на сотовые телефоны в отчете характеризуется как пониженная»

 

В пресс-службе «Евросети» корреспонденту ВЗГЛЯДа сообщили, что пока эти цифры носят предварительный характер, так как данные за последний месяц третьего квартала находятся в обработке.

Эти данные близки к тем, которые приводят в МТС. «По нашим предварительным оценкам, в третьем квартале будет продано 7,2 млн телефонов, что на 29% ниже по сравнению с тем же периодом прошлого года», − заявил генеральный директор розничной сети МТС Сергей Румянцев.

«Таким образом, за девять месяцев 2009 года будет продано 18,8 млн телефонов, что на 30% меньше, чем за аналогичный период 2008 года», − отмечает он.

Активность потребительского спроса на сотовые телефоны в отчете характеризуется как пониженная, что связано с падением доходов населения и «кризисной психологией».

 «Пик падения, так называемое «дно кризиса», пришелся на май − июнь 2009 года, но в конце 2-го квартала − начале 3-го рост потребительского спроса возобновился, причем на уровне, опережающем рост экономики в целом», − отмечается в отчете компании.

В «Евросети» считают, что в 2010 году рынок снова начнет расти: спрос в 2010 году поднимется при пессимистическом сценарии на 3−4%, при оптимистическом – на 10−15%, а к 2011 году удастся выйти на докризисный уровень продаж.

О том, что сегмент сотового ритейла серьезно пострадает в период кризиса, говорилось многократно. Аналитики прогнозировали спад продаж на уровне 25−40% в течение всего 2009 года.

При этом игроки рынка и представители экспертного сообщества уверяли, что ожидают роста интереса к аппаратам во втором полугодии этого года.

В частности, это связывалось с ростом продаж коммуникаторов (смартфонов) – телефонов с операционной системой. По данным американского аналитического агентства Gartner, опубликованным в августе 2009 года, в мире их продажи выросли на 27%. Российские компании также ожидают подъема в этом сегменте.

«Мы видим рост интереса не только к категории телефонов ценой до 1,5 тыс. рублей, но и на телефоны стоимостью от 10 до 15 тыс. рублей. Именно в эту категорию попадает средняя цена смартфона», − рассказала директор департамента по связям с общественностью «Евросети» Ульяна Смольская.

«Продажи смартфонов в нашей сети растут», − заявила ВЗГЛЯДу PR-директор «Связного» Елена Ноготкова.

Однако она не назвала точные цифры роста. По ее словам, тенденция связана с увеличением предложения – все больше телефонов имеют операционную систему. «Смартфоны окажут влияние на рынок в следующем году», − уверена Ноготкова.

Тимур Мухаматулин

Взгляд