21.08.2009

Россияне не берут и подешевевшие автомобили

Аналитическое агентство «Автостат», автомобиль, марка, Lada, компания PriceWaterhouseCoopers, «АвтоВАЗ»
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
В первом полугодии средняя цена автомобиля на российском авторынке рухнула на 19,2% – до 18 тыс. долларов, сообщило аналитическое агентство «Автостат». Цена на новые иномарки за полгода упала с 26,4 до 22,2 тыс. «зеленых». Автомобили марки Lada тоже подешевели – в среднем до 6,8 тыс. долларов. Средняя цена подержанного автомобиля упала до 16 тыс. долларов. В первом полугодии рубль стремительно дешевел, но производители и дилеры предлагали всевозможные скидки, чтобы сделать машины доступнее. Однако это не помогло встряхнуть авторынок. Натуральные продажи в январе – июне, по разным оценкам, упали на 45–50%. В деньгах проседание тоже двойное: за это время было продано машин лишь на 13,6 млрд. долларов.

Вместе с изменением объемов рынка меняется и его структура. Мы вернулись на несколько лет в прошлое – продажи дорогих авто резко упали. По данным «Автостата», за первое полугодие рыночная доля дешевых авто (6–10 тыс. долларов) выросла с 12,6 до 35%. Зато средний сегмент (10–20 тыс. долларов) сдулся с 45 до 25%. При этом возродились из пепла продажи автомобилей ценой до 6 тыс. «зеленых» – доля ВАЗовской «классики» выросла до 5%.

По мнению всех экспертов отрасли, главная причина упадка продаж иномарок – отсутствие автокредитов. Правда, дилеры попытались поднять спрос за счет скидок и акций, но тщетно. «Уловки дилеров на самом деле не были действительными и реальными. Они, например, давали скидку сразу же после того, как поднимали цены. В реальности скидок не было», – рассказал «НИ» председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. По его словам, предпосылок для роста продаж в среднем сегменте нет. «Государственные субсидии по автокредитам поддерживают спрос только в дешевом сегменте, на средний это не распространяется. Думаю, что сужение продаж недорогих иномарок продолжится до середины следующего года», – говорит эксперт.

По прогнозу компании PriceWaterhouseCoopers, объем авторынка РФ в 2009 году сократится на 50–60%. Единственный способ увеличить продажи – снижать цены. Однако г-н Похмелкин считает, что ни отечественные, ни иностранные производители на это не пойдут. Иначе они начнут работать в убыток. Впрочем, флагман российского автопрома «АвтоВАЗ» уже «заработал» в этом году 14 млрд. руб. убытков.

Андрей ДОЛГИХ

Новые Известия