18.08.2009

Таможня заработала на мобильниках

Усиление контроля за ввозом мобильных телефонов принесло бюджету всего 11 млн рублей

Таможня, мобильник
Фото: ИТАР-ТАСС
Таможенники собрали 11 млн рублей в результате ужесточения контроля за поставками мобильных телефонов. В июне даже планировалось ввести тотальный контроль поступающих в Россию аппаратов. Игроки рынка отмечают, что цены из-за этих проверок пока не поднялись. Однако они не скрывают, что действия таможни вселяют в них неуверенность. Эксперты также относятся скептически к финансовым итогам работников таможни: бюджет недополучит большую сумму.

Федеральная таможенная служба получила 11 млн рублей от усиления контроля за ввозом мобильных телефонов. «Проверочные мероприятия в целом оказали положительное влияние на прозрачность рынка мобильных телефонов», – говорится в сообщении ведомства.

«Бюджет недополучит большую сумму из-за сокращения продаж аппаратов, которые были задержаны таможней»

 

Как говорят в ФТС, из общего количества оформляемых деклараций таможенному досмотру подвергаются не более 20%. Среди наиболее популярных марок российских мобильных телефонов – Nokia, SonyEricsson, LG, Samsung – проверкам подвергаются не более 3%, уверяют в ведомстве.

Напомним, 20 июня 2009 года таможенники приняли решение жестче контролировать ввоз аппаратов в Россию. Внутренняя инструкция, ставшая общественным достоянием, призывала к тотальному контролю всех поступающих в страну аппаратов.

Тогда представители поставщиков отмечали, что это парализовало всю работу российской таможни: например, за три дня на пунктах в Московском регионе скопилось около 440 тыс. аппаратов Nokia. Также на десятки тысяч шел счет задержанных аппаратов у других игроков.

Сразу после ужесточения контроля, российский офис Nokia отправил письмо в ФТС. Представители ведомства в ответ предпочли заменить тотальные проверки выборочными. В понедельник представители Nokia оказались недоступны для комментариев.

Недопонимание между таможенниками и поставщиками телефонов возникало регулярно в середине 2000-х годов. В августе 2005 года было обнаружено и арестовано сразу несколько крупных партий аппаратов, что привело к тяжелой ситуации на рынке.

На крупных игроков – поставщиков были заведены уголовные дела. В результате сами ритейлеры пошли на то, чтобы растаможивать телефоны самостоятельно и делать это максимально прозрачно.

Новый конфликт между таможней и торговцами возник в марте 2006 года, когда харизматичный глава «Евросети» Евгений Чичваркин обвинил защитников границы в краже 167,5 тыс. аппаратов Motorola на сумму в 20 млн долларов. Тогда телефоны компании вернули, но не все: затерялось еще 50 тыс.

Однако дело о контрабанде более 200 тыс. аппаратов через аэропорт Шереметьево закрыто не было. В результате в августе 2007 года в офисах крупных игроков рынка, на их складах и в домах топ-менеджеров произошли обыски. Эксперты сходились во мнении: правоохранительные органы оказывают давление на ритейлеров.

Отличием этого конфликта от предыдущих стало то, что пострадавшей стороной стали не ритейлеры, а мировые производители аппаратов.

Продавцы телефонов отмечают, что сейчас ситуация нормализовалась. «На пятницу у нас не было никаких задержек по отгрузкам», – рассказала ВЗГЛЯДу PR-директор «Связного» Елена Ноготкова. По ее словам, никаких глобальных изменений на рынке после усиления контроля за поставками не произошло.

«Проблемы на таможне этим летом не привели к росту розничных цен, во многом благодаря производителям, которые выступили в качестве некоего «буфера», который смягчил ситуацию для ритейлеров и покупателей», – отметил ВЗГЛЯДу генеральный директор розничной сети МТС Сергей Румянцев.

Оптимизм, однако, разделяется не всеми участниками рынка. Товар успел поступить на рынки вовремя, поэтому проблем поставщикам удалось избежать, рассказал ВЗГЛЯДу президент «Евросети» Александр Малис. «Однако быть уверенными в действиях таможни, а также в том, что новые изменения правил досмотра не повлияют на сроки поставки партий товара, которые мы ждем, никто не может», – отметил он.

Глава «Евросети» отметил, что «в условиях кризиса чинить ритейлу препятствия, подозревая в недобросовестном соблюдении российского законодательства честнейших мировых производителей – необоснованный и непоправимый удар по всей индустрии».

Эксперты к итогам таможенной борьбы с мобильными телефонами относятся скептически. «Бюджет недополучит большую сумму из-за сокращения продаж аппаратов, которые были задержаны таможней», – уверен ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

По его мнению, объяснить причину, по которой таможня решила ужесточить режим доставки телефонов, пока сложно. «Возможно, они хотели отправить товар на склад временного хранения, где пребывание груза платное», – отмечает эксперт.

Тимур Мухаматулин

Взгляд