06.08.2009

Тарифы железной дороги разбили на восемь составляющих

Возможно, когда-нибудь это приведет к появлению частных локомотивов

Тарифы железной дороги, локомотив, Премьер-министр РФ Владимир Путин, постановление, Прайм-ТАС
Фото с сайта rzd.ru
Премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление о госрегулировании и контроле тарифов на услуги ОАО РЖД. Документ впервые допускает выделение в железнодорожном тарифе шести новых составляющих, пишет Прайм-ТАСС. Сейчас в тарифе только две составляющих - инфраструктурная (удельный вес в ставке тарифа - 85%), которая полностью уходит ОАО РЖД как владельцу инфраструктуры, и вагонная (15%), которая составляет долю собственника вагонов, пишет "Коммерсант". Собственником может быть как ОАО РЖД, так и частный оператор подвижного состава. В последнем случае вагонная составляющая становится единственной частью тарифа, которая не регулируется ФСТ.

Новое постановление допускает введение шести новых составляющих - перевозочной, локомотивной, контейнерной, вокзальной, багажной и терминальной. Сейчас все эти услуги учитываются в рамках инфраструктурной составляющей. В ОАО РЖД "Коммерсанту" пояснили, что на величине тарифа нововведение не отразится. "Речь идет о раздельном учете расходов по видам деятельности, на основании которых ФСТ будет проверять их долю в общей величине оплаты",- пояснил представитель монополии. По мнению гендиректора компании "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, ключевая новость для рынка - упоминание локомотивной и перевозочной составляющих в тарифе, которое фиксирует возможность появления в России независимых перевозчиков и собственников локомотивов. "До сих пор руководители ОАО РЖД упорно называли локомотив частью инфраструктуры, а появление независимых перевозчиков считали вообще невозможным",- напоминает эксперт "Коммерсанту". Документ также решает вопрос установления "локальных тарифов", пишет РБК daily. Как поясняют в ФСТ, это позволит в регионах или на участках, где реальная себестоимость затрат меньше, установить и меньший тариф.

Сейчас издержки в тариф закладываются в среднем по всей системе дорог. Появится также возможность формировать конкретные тарифы в проектах, которые реализуются на принципах частно-государственного партнерства: они позволят окупить строительство новых веток к рудникам, месторождениям и т.д. На рынка однозначной реакции на новый документ нет. "Он устанавливает лишь общие принципы работы ФСТ на будущее, но на текущую ситуацию не повлияет", - отмечает собеседник РБК daily в одной из компаний-перевозчиков. В какой мере новое постановление будет учтено при тарифном регулировании на 2010 год, в ФСТ сказать затрудняются: предстоит подготовка целого пласта методических указаний, прейскурантов и т.д. Так что ожидать изменений стоит не раньше 2011 года.