03.08.2009

Автомобильный бум

Американцы бросились сдавать старые машины и покупать новые

Государственная программа поддержки американского автопрома (CARS) отчасти скопирована с европейских аналогов. Однако ее успех в Новом Свете превзошел все ожидания. 1 миллиард долларов, выделенный на утилизацию старых машин в зачет покупки новых, закончился за несколько дней прошлой недели.

В Вашингтоне не стали изобретать велосипед, а воспользовались положительным европейским опытом. Первыми программу субсидий при замене старых машин на новые ввели в декабре 2008 года Франция и Испания. Потом к ним присоединились Германия, где госсубсидии позволили увеличить продажи автомобилей на 22%, и Великобритания. Практически повсюду государство убивает сразу несколько зайцев: оказывает помощь своему автопрому, который в кризис пострадал больше, чем другие отрасли, снижает за счет продажи более экономичных машин потребление энергоносителей, ну и, конечно, стимулирует покупательский спрос, беря в зачет при покупке новой машины стоимость старой.

По американской программе CARS бюджетные деньги не просто «проедаются» автопроизводителями, как это было при оказании финансовой помощи GM и Chrysler, но реально помогают существенно обновить автопарк страны. Казалось бы, все просто: желающие купить новую экономичную машину должны сдать старый автомобиль (не старше 25 лет) и доплатить разницу. Но схема предусматривает еще немало и экологических нюансов. Так, старые машины должны потреблять бензина не меньше чем 1 галлон на 18 миль (1литр на 8 км), новые – не больше 1 галлона на 22 мили. В зависимости от выбранной модели скидка колеблется от 3,5 до 4,5 тыс. долларов. Чем больше разница в экономии бензина, тем больше экономия заплаченных за новое авто денег. Наибольшая она при покупке автомобиля, у которого разница в потреблении топлива по сравнению со старым составляет не меньше 10 миль на галлон.

К тому же в зачет стоимости нового автомобиля идет стоимость металла, из которого изготовлена сдаваемая старая машина. Все логично, ведь «железо» идет на переработку. В итоге на покупке, к примеру, Toyota Prius 2009 года выпуска или новенького Chevrolet Malibu, которые стоят от 20 до 22 тыс. долларов, экономия может составить до четверти их рыночной цены.

Предполагалось, что CARS, начавшая работать в минувший понедельник, будет действовать до 1 ноября или до того, как закончится выделенный на нее 1 млрд. долларов. Однако действительность превзошла все ожидания. В министерстве транспорта, отвечающем за проведение программы, уже в четверг вечером разослали крупнейшим дилерам предупреждения о том, что средства заканчиваются, и предложили отказывать всем, кто хочет обменять старую машину на новую с доплатой. Тем не менее некоторые «отказники» на свой страх и риск все равно покупают новые машины в надежде получить субсидию позднее.

Американские автоторговцы давно уже не видели такого наплыва клиентов, желающих обменять свои внедорожники на небольшие экономичные автомобили. Владельцы некоторых салонов утверждают, что их сайты в Интернете не выдерживают в эти дни огромного числа «заходов» и потому «виснут». Только за четыре дня действия программы ею воспользовались около 250 тыс. человек. Для сравнения: в Великобритании, где похожая программа действует с середины мая, старые машины на новые за первые девять недель обменяли чуть более 134 тыс. человек. Там она продлится до февраля 2010 года или пока хватит выделенных на нее 300 млн. фунтов стерлингов. Такими темпами, полагают местные экономисты, деньги закончатся уже в октябре.

Палате представителей США пришлось в срочном порядке выделять на CARS еще 2 млрд. долларов. На этой неделе сенат, уверены аналитики, также одобрит новые ассигнования. Но торговцы машинами предсказывают, что и этой астрономической суммы хватит ненадолго – на одну, максимум две недели. Они просят сразу выделить больше денег, потому что конгресс скоро уходит на месяц в отпуск и сможет дать дополнительные средства лишь в сентябре. Правда, пока не совсем ясно, откуда будут взяты еще 2 млрд. долларов. Скорее всего, из средств фонда государственной помощи правительства США экономике, которые должны пойти на экономию энергоносителей.

СЕРГЕЙ ЛАВИНОВ

Новые Известия