29.07.2009

АвтоВАЗ может сократить каждого четвертого рабочего

АвтоВАЗ, губернатор Самарской области Владимир Артяков, президент Борис Алешин Вчера губернатор Самарской области Владимир Артяков провел совещание с руководителями АвтоВАЗа и компаний - поставщиков завода, сообщает РИА Новости. По информации агентства, исполняющий обязанности президента завода Игорь Комаров (президент Борис Алешин находится в отпуске) признал, что в нынешнем году АвтоВАЗ выпустит не более 330 тысяч машин с учетом машинокомплектов - на 58% меньше, чем в прошлом году.

Это хуже самого пессимистичного прогноза, замечают "Ведомости": в конце июня предполагалось, что завод выпустит в 2009 г. минимум 360 000 автомобилей. Число непроданных машин вырастет с нынешних 85 600 до 112 000-140 000 к концу года. "Я оцениваю ситуацию в Тольятти как крайне неудовлетворительную. В августе конвейер останавливается, с сентября сокращается рабочая неделя. И, вероятно, нам придется столкнуться с ситуацией высвобождения не только работников завода "АвтоВАЗ", но и смежников", - заявил журналистам губернатор после заседания.

Решение о сокращении персонала принципиально принято, хотя формально пока никак не закреплено, рассказал "Ведомостям" источник, близкий к руководству завода. Антикризисная программа, по его словам, требует "жесточайших" мер. Речь идет о сокращении 27 691 человека. Такое число увольняемых позволит "АвтоВАЗу" не переходить на сокращенную рабочую неделю (20 часов) с двукратным урезанием зарплат. Правда, вчера же пресс-служба "АвтоВАЗа" разослала в СМИ опровержение категоричной информации о грядущих сокращениях.

Проблема избыточности персонала на "АвтоВАЗе" была еще до кризиса, отмечает "Ведомостям" аналитик "ВТБ капитала" Елена Сахнова: "Если сравнивать с западными аналогами, оптимально было бы сократить штат вообще на 50%. Конечно, возникнут социальные проблемы, но в их решении должно помочь государство". Иначе, по ее мнению, "АвтоВАЗу" не выбраться из кризиса. Руководство АвтоВАЗа не справляется с выполнением собственной антикризисной программы, которую разработало весной, пишет "Коммерсант". В правительстве Самарской области уже намекают, что избежать банкротств в автопроме без господдержки невозможно.

Министр промышленности региона Владислав Капустин вчера заявил, что АвтоВАЗу следует составить список ключевых поставщиков, без которых он не способен выпускать машины. Этот список будет направлен в комиссию Игоря Шувалова, пообещал Капустин, чтобы присвоить избранным статус системообразующих предприятий (тогда они смогут претендовать на госгарантии по кредитам). Сам АвтоВАЗ уже получил через "Ростехнологии" от государства 25 млрд руб., которые потратил на расчеты с поставщиками и погашение облигационных займов. Предполагалось, что еще 85 млрд руб. заводу дадут госбанки, но движения по этим проектам нет. В Тольятти все активнее обсуждается возможная отставка президента компании Бориса Алешина, пишет "Коммерсант". Несмотря на столь сложную ситуацию на заводе, Алешин уже около месяца находится в отпуске, из которого выйдет только 3 августа, то есть в день остановки конвейера.