14.07.2009

Крайние меры

Рабочие французского автопрома грозят взорвать собственный завод

В кризис нередко автогиганты спасаются сами,
забывая о фирмах-поставщиках.
Фото: АP. VADIM GHIRDA
Социальный конфликт в городке Шательро на западе Франции достиг кульминации. В понедельник 366 рабочих завода, поставляющего комплектующие детали автоконцернам PSA Peugeot Citroen и Renault, пригрозили взорвать предприятие, если им не выплатят долги по зарплате в размере 30 тыс. евро каждому.

Завод New Fabris в Шательро, существующий с 1947 года, 16 июня по заключению суда в Лилле был объявлен банкротом. Для его сотрудников роковым стал отказ автогигантов PSA Peugeot Citroen и Renault от заказанной продукции. Ведь именно доходы от этих заказов составляли без преувеличения 90% всей прибыли New Fabris. В понедельник рабочие пошли на крайние меры, выдвинув ультиматум: если каждому из них до 31 июля не выплатят 30 тыс. евро задолженности по зарплате, они взорвут завод вместе со всей произведенной продукцией. А там детали на общую сумму 2 млн. евро и оборудование для Renault стоимостью также 2 млн. По словам протестующих работников, в заводских помещениях расположены газовые баллоны, к которым уже подведен детонатор.

«С начала 2008 года концерны попросили нас работать с удвоенной силой, и для этого мы дополнительно наняли временных рабочих. А в сентябре к нам не поступило ни одного нового заказа. Мы не будем ждать августа или сентября этого года, когда PSA и Renault решат забрать произведенные для них и хранящиеся у нас на складе детали и оборудование. Если мы ничего не получим, у них тоже ничего не будет. Поэтому мы просим правительство вмешаться в этот дело, ведь как-никак эти гиганты получили поддержку от государства», – однозначно заявил представитель Всеобщей конфедерации труда Ги Эйерман. В свою очередь дирекция PSA подчеркивает, что старалась экономически поддерживать завод до последнего момента. «Мы говорили, что готовы заплатить за те детали, которые сейчас находятся на складе. Деньги пойдут либо государству, являющемуся первым кредитором, либо рабочим», – утверждает пресс-секретарь PSA.

Не обошлась и без политики. Шательро входит в департамент Пуату-Шарант, возглавляемый социалисткой Сеголен Руаяль, уступившей на последних президентских выборах Николя Саркози. Местное издание La Nouvelle Republique приводит высказывания г-жи Руаяль по поводу случившегося: «Не в моей компетенции стараться образумить предприятия, но моя обязанность, как избранного народом политика, помогать тем, кто страдает. PSA и Renault получили 600 млн. евро госпомощи и могут еще попросить до 3 млрд. дополнительно, так что необходимые (заводу. – «НИ») деньги для них просто капля в стакане воды». С рабочими солидарен и директор завода Пьер Рео, комментарий которого приводит французский еженедельник Le Point: «Я понимаю огорчение рабочих. Нам нужна работа, которой машиностроительные компании не могут нас обеспечить. Может так случиться, что те, кто работал у нас десятилетиями, уйдут, получив лишь по 3 тыс. евро».

Что касается президента Саркози, то он вроде бы заранее предусмотрел подобные случаи, проведя в ряде промышленных центров страны, в том числе в Шательро, реформу с введением «контракта о перемене профессии». Подписав этот документ, безработный будет получать до 80% чистой зарплаты в течение 12 месяцев после увольнения или до того момента, пока не найдет новое место работы. Однако 366 рабочих завода New Fabris, которым как раз и грозит увольнение, не смогут воспользоваться этим правом, так как «контракт о перемене профессии» распространяется только на служащих тех предприятий, чей общий штат составляет 1 тыс. человек. Пока что у сотрудников New Fabris запланирована встреча с министром промышленности Франции Кристианом Эстрози. Кроме того, их ждут в министерстве труда. Власти Шательро тем временем запросили дополнительную бригаду профессиональных пожарных-саперов.

МАРИЯ СЕМИНА

Новые Известия