09.07.2009

Технический перерыв

Россияне откладывают обновление домашних бытовых приборов и компьютеров

Продажи бытовой техники показывают отрицательную динамику, констатируют социологи. Говоря проще, россияне постепенно забывают о необходимости поменять старый холодильник или стиральную машину – нет денег. Да и торговля не радует. Зайдя в магазин электроники даже крупных сетевых компаний, несложно заметить, что ассортимент товаров почти не обновляется. Утюг, оставшийся в единственном экземпляре с прошлого года, на полках не редкость. Вот так сказывается финансовый кризис.

Реже всего россияне стали покупать компьютерную технику, цифровые видеокамеры и фотоаппараты. К такому выводу пришли эксперты компании «Башкирова и партнеры», проведя в 19 крупных регионах страны исследование, посвященное динамике продаж бытовой техники и электроники. Динамика эта, утверждают социологи, отрицательна по всем видам подобных товаров. К главным факторам, повлиявшим на изменение рынка, эксперты отнесли сократившиеся доходы населения и девальвацию рубля, которая, в свою очередь, привела к повышению цен на импортные товары.

«В продовольственном секторе изделия производителей других стран, занимающие более 30% рынка, тоже значительно подорожали. И если продукты питания зарубежного производства еще можно заменить на отечественные аналоги, то в непродовольственной сфере это сделать практически невозможно», – отмечают авторы исследования. «В 2009 году рынок бытовой техники и электроники по сравнению с 2008 годом сократится на 30%, – признал «НИ» менеджер по связям с общественностью крупной российской компании, торгующей техникой, Антон Пантелеев. – Однако уже сейчас мы отмечаем постепенное увеличение покупательского спроса. Уже к началу нового учебного года мы ожидаем значительного роста продаж».

Будет ли он действительно значительным, сказать сложно. Пока же, как свидетельствуют результаты исследования социологов, экономический кризис менее всего отразился на сегменте мобильных телефонов – о востребованности этих устройств упомянули 49% респондентов. Второе место по популярности заняла мелкая бытовая техника – электрочайники, утюги, фены (29%), на третьем месте – видеотехника (24%). Далее следуют крупные бытовые приборы (19%) и цифровые видеокамеры и фотоаппараты (18%). Больше всего россияне предпочли экономить на компьютерах (13%). Антон Пантелеев отчасти опровергает эти цифры. «Продажи в сегменте мобильных телефонов достаточно сильно сократились. Также снизился спрос на крупную бытовую технику премиум-класса, – утверждает он. – Примерно на 10–15% упала востребованность компьютеров и ноутбуков верхнего ценового сегмента (от 45 тыс. руб.), объем продаж аналогичной техники средней ценовой линейки (25–45 тыс.) сохранился на уровне прошлого года. А вот продажи нетбуков – небольших компьютеров бюджетного уровня – даже выросли на 10%».

Как бы то ни было, торговля техникой идет сейчас не очень. Простой пример. Сломался утюг, и корреспондент «НИ» отправился за новым в крупный сетевой магазин, расположенный в большом московском спальном районе. На полке стоят полтора десятка образцов, но все приличные модели – в единственном экземпляре на этой полке как раз и выставлены. Один с надписью: «Небольшая царапина – большая скидка». По нескольку штук представлены только самые дешевые модели совсем неизвестных производителей. На вопрос продавцу, а что случилось, он объясняет: «Завоза практически нет с нового года, да и не берут как-то дорогие утюги». Покупателей действительно мало – в огромном зале в выходной день человек 10.

Как полагают специалисты, дело здесь еще и в кредитах. До кризиса технику многие покупали не на свои, а на банковские деньги. Немало граждан «закредитовались» и не могут теперь вернуть заем. Проценты же по нынешним кредитам совсем не так привлекательны, так что с заменой холодильника или стиральной машины можно и подождать. «В начале года покупатели занимали выжидательную позицию, так как не были уверены в завтрашнем дне. Уровень продаж в кредит сократился с 27 до 15–18%. – подтвердил Антон Пантелеев. – Некоторые потребители предпочитали брать технику среднего ценового сегмента. Однако мы ожидаем, что в ближайшее время возможно возвращение интереса к премиальной электронике». Это, заметим, будет зависеть от того, насколько долгим будет кризис и связанные с ним материальные ограничения потребителей.

ЖАННА ПРИСЯЖНАЯ

Новые Известия