21.04.2009

Эх, не прокачу

За год страна в разы сократила производство автомобилей

Завтра правительство Великобритании должно объявить о введении премии в 2000 фунтов стерлингов потребителю, который покупает новый экономичный автомобиль, одновременно сдавая в утиль старый. Подобные программы успешно действуют уже в целом ряде европейских стран. Они реально поддерживают местный автопром. В России такая система пока действовать не может, объясняют эксперты. Вероятно, поэтому в январе – марте производство машин в РФ сократилось, как было объявлено вчера в 2,9 раза по сравнению с первым кварталом прошлого года.

Выпуск авто в первом квартале 2009-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упал катастрофически. Как сообщила вчера аналитическая компания «АСМ-Холдинг», с 414 тыс. 208 машин до 143 тыс. 95. В самой глубокой яме при этом оказались исконно российские авто. Если количество собираемых в РФ иномарок снизилось только в 1,96 раза, то «легковушек» отечественных марок стали производить в 3,52 раза меньше.

Еще хуже, что среди 11 стран с крупной экономикой в марте наш авторынок сократился сильнее всего (на 47%), подсчитал Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ). В плюсе оказались только Китай (рост на 4%), Франция (8%) и Германия (40%). Поднебесная добилась довольно скромного роста, применив целую «батарею» антикризисных мер, включая льготы по налогам и кредитам, поддержку селян и покупателей малолитражек и многое другое. Французы, и особенно немцы, продемонстрировали гораздо более впечатляющий рост благодаря фактически одной-единственной мере – премии за утилизацию старой машины при покупке новой. Скидки на авто, произведенные в прошлом году, равно как и различные промо-акции, сопровождающиеся разовым снижением цен на отдельные модели, проводились там и раньше, но такого эффекта не давали.

Теперь же в Германии гражданам дают 2,5 тыс. евро в счет покупки нового экологичного автомобиля в обмен на утилизацию старой машины, чей возраст составляет не менее 9 лет. И результат налицо – в марте продажи подскочили на 40% – до 400 тыс. авто, а правительство уже получило 1,2 млн. заявлений от новых желающих поучаствовать в таком выгодном для потребителей деле.

Государство, конечно, тратит при этом немалые деньги, но в итоге расходы приносят выгоду казне в виде занятости на предприятиях и налогов, поэтому премиальный фон решено увеличить с 1,5 до 5 млрд. евро. Удачный опыт решила перенять Британия. По сообщениям английских СМИ, власти завтра обнародуют аналогичную программу с премией в 2 тыс. фунтов стерлингов (около 2300 евро).

Можно ли что-либо подобное ввести в России? Эксперты настроены скептически. «Многое зависит от экономической ситуации в конкретной стране, поэтому надеяться на то, что РФ повторит успех Германии и Франции, несколько оптимистично», – заявил «НИ» ведущий специалист отдела аналитических исследований ИКСИ Дмитрий Плеханов. «Проблема с утилизацией старых авто назрела в России – они в большом количестве ржавеют во дворах. Но беда в том, что у нас утилизация вообще никак не регулируется законом», – пояснил «НИ» лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.

Оба эксперта подчеркивают: премию за утилизацию нельзя ввести, пока нет ясности: ни кто за нее ответствен, ни как она должна контролироваться, ни кто должен возмещать деньги – государство, дилер, утилизаторы, кто-то еще. Тем временем процесс идет стихийно. Как уже писали «НИ», в Петербурге действуют полулегальные бригады, без разрешения хозяев авто и властей разрезающие брошенных «железных коней» на металлолом. В Москве можно найти несколько фирм, по звонку владельца забирающих машины. Они даже не проверяют, сняты ли авто с учета в ГИБДД и, естественно, не платят владельцу никаких денег, считая, что вывоз мусора – это уже ценная услуга.

Поскольку утилизация не работает, нашему автопрому остается надеяться на льготные автокредиты, которые на прошлой неделе наконец-то начали выдавать три государственных банка. По первой информации, выдано уже около сотни кредитов, принято несколько тысяч заявлений, а всего банки рассчитывают удовлетворить десятки тысяч заявок. Как видим, количество тех, кому помогут у нас, намного меньше, чем в Германии, а вот размер помощи автовладельцу от государства сравним.

Напомним, правительство субсидирует 2/3 ставки рефинансирования (сейчас она равна 13%) для машин, произведенных в России, стоимостью до 350 тыс. руб. Кредит можно взять до конца этого года на срок не более трех лет, причем первый взнос должен составить от 30%. Самая низкая стандартная ставка по автокредиту из тех, что сегодня предлагаются, составляет 15%, а с госсубсидией – только 6,33%. Можно грубо прикинуть, что при стоимости машины в 350 тыс. руб. за три года в качестве льготных процентов придется заплатить дополнительно около 20% стоимости авто, но экономия по сравнению со стандартным кредитом составит примерно 111 тыс. руб. (порядка 2500 евро).

Впрочем, не факт, что льготные кредиты возродят отечественный автопром. «На дешевые иномарки и без льгот сохранялся хороший спрос, а вот отечественные авто будут покупать сейчас только те, кому во что бы то ни стало нужна дешевая машина, или те, кто не имел опыта использования гораздо более качественных иномарок», – считает Виктор Похмелкин. Кроме того, потенциальные покупатели российских машин – это, как правило, небогатые люди, чьи доходы из-за кризиса еще сильнее просели – им сейчас не до авто. В итоге государственное субсидирование ставок по автокредитам затронет ограниченное число людей и мало поможет автопрому, считает эксперт.

НИКОЛАЙ ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ

Новые Известия