17.04.2009

Без шика

Россияне учатся отдыхать и не тратить при этом деньги

Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Финансовые проблемы, обрушившиеся на страну, заставляют людей потуже затягивать пояса. По данным социологов, более половины россиян начали экономить на продуктах, одежде, обуви, и особенно на развлечениях. И хотя опросы показывают, что наши соотечественники в целом смотрят в будущее с оптимизмом, надеясь, что кризис долго не продлится, многие из них задумываются над тем, как сохранить привычный образ жизни, но не разориться при этом.

 

Москвичи придумывают все новые и новые способы бюджетно провести выходные. Стали пользоваться популярностью невостребованные раньше утренние сеансы в кино. Многие театры, музеи и выставочные залы начали делать скидки при предъявлении студенческого или пенсионного удостоверения. И те, кто когда-то спокойно покупал билет без скидки, вспомнили о положенных льготах.

 

Впрочем, особо экономные граждане предпочитают пережидать кризис дома, не отказываясь, правда, от гостей. Многие говорят, что затраты на угощение теперь принято делить поровну, не полагаясь только на щедрость хозяев. Популярны совместные просмотры фильмов, бесплатно скаченных из Интернета.

 

Активизировались всевозможные интернет-сообщества, где участники обмениваются не только полезными советами на тему, как оптимизировать семейный бюджет, но и необходимыми в быту вещами. Компьютерные принадлежности и детские игрушки, спортинвентарь и вечерние платья – и это еще далеко не полный перечень предметов, которые можно выменять или получить в подарок с помощью подобных сайтов, число посетителей которых растет день ото дня. Причем мода на виртуальные пункты обмена ненужными вещами, пришедшая в нашу страну с Запада, затронула не только Москву и Санкт-Петербург, но докатилась и до регионов. Более того, в некоторых городах подобные клубы взаимопомощи возникают по инициативе общественных организаций и при поддержке местных властей. Разумеется, в большинстве случаев речь идет о секонд-хенде, однако в период кризиса о брезгливости можно на время забыть, разумно рассуждают участники этих сообществ, с азартом выставляя на всеобщее обозрение сокровища собственных антресолей и тщательно изучая чужие.

 

Рестораторы усмиряют аппетиты

 

Теперь сэкономить можно и при посещении многих столичных кафе и ресторанов, владельцы которых, глядя на стремительно пустеющие залы, не стесняются заманивать клиентов всеми доступными способами. В ход идут не только антикризисные завтраки и ланчи, но и всевозможные спецпредложения, подразумевающие скидки на определенные блюда и напитки. К тому же во многих заведениях подумывают, а где-то уже активно внедряют более демократичное меню с умеренными ценами и отсутствием особых деликатесов.

 

Однако настоящим антикризисным хитом столичного общепита стало появление недорогих столовых, в которые не стыдно забежать не только студенту, но и менеджеру среднего звена. За последние месяцы в Москве появилось сразу несколько подобных заведений, которые отличаются не только умеренными ценами, но и широким ассортиментом блюд и уютным интерьером. Причем, по мнению экспертов, в ближайшее время их популярность, а значит, и количество будут только расти.

 

Все – в сток

 

В режиме жесткой экономии вынуждены жить и столичные модники, которым стали не по карману покупки в дорогих бутиках. Поэтому теперь, когда сезон распродаж подошел к концу, пополнить гардероб без особых финансовых потерь можно в многочисленных стоках и дисконтах. Которые, пользуясь случаем, даже стали рассылать sms-сообщения об очередных скидочных акциях. Цены, в том числе и на брендовую одежду, здесь существенно ниже, да и ассортимент довольно широк. Больше посетителей стало и в элитных комиссионках, где по сходной цене можно приобрести творения знаменитых дизайнеров мира. К тому же многие гламурные красавицы, испытывающие потребность в наличности, стали активнее сдавать свою одежду на комиссию, поэтому любителям секонд-хенда от кутюр есть из чего выбирать. Много поклонников появилось и у каталогов одежды, столь популярных на Западе. Цены на «модели с картинки» в большинстве случаев вполне сойдут за антикризисные, да и качество товаров по почте обычно не вызывает нареканий.

АЛИНА СТЕПАНОВА

Новые Известия