16.04.2009

Плата за простой

Производство легковых автомобилей в России в первом квартале сократилось на 62,9%

В первом квартале 2009 года в России было произведено 123 тыс. легковых автомобилей, что на 62,9% меньше, чем в первом квартале 2008 года. Такие данные приводит Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

В марте текущего года по сравнению с мартом предыдущего производство легковых автомобилей сократилось на 52,5%. Таким образом, темпы падения производства к концу квартала начали замедляться. И действительно, по сравнению с февралем производство легковых автомобилей заметно выросло - на 23,4%.

Январь и февраль традиционно считаются самым низким сезоном в автопроизводстве, а всплеск активности наблюдается весной и осенью. «Сейчас благодаря сезонному росту количество производимых автомобилей будет постепенно увеличиваться», - говорит аналитик ИК «Тройка Диалог» Геннадий Суханов. Он добавляет, что в феврале - марте практически все заводы останавливали производство, а также на предприятиях были достаточно длинные новогодние каникулы. Все это, естественно, сказалось на количестве выпускаемых автомобилей.

«Впрочем, сокращение производства началось еще в прошлом году», - напоминает эксперт. По его мнению, к лету экономика начнет неспешно восстанавливаться и, если никакой катастрофы не случится, будет наблюдаться небольшой рост - уже не сезонный, а структурный. По оценке Суханова, на прежний уровень производство легковых автомобилей может выйти не ранее 2010 года.

Отметим, что по итогам первых трех месяцев 2009 года продажи новых автомобилей в России упали на 40%. С начала года было продано 388 тыс. машин по сравнению с 648 тыс. в первом квартале 2008 года.

По итогам первого квартала, согласно данным агентства "Автостат", лидером продаж стала модель АвтоВАЗа Lada Priora. За первый квартал 2009 года было продано почти 24 тыс. этих автомобилей, что на 5% больше, чем за аналогичный период 2008 года. Второе и третье места по количеству проданных автомобилей в первом квартале 2009 года также занимают модели АвтоВАЗа. Это Lada Samara (было реализовано 23 тыс. штук) и Lada-2105/2107 (было продано 19,2 тыс. автомобилей).

Однако если рассматривать мартовские показатели, то ситуация несколько изменилась. Так, первое и второе места по объему продаж сохраняются за моделями АвтоВАЗа, а вот третье место впервые занял Ford Focus, самая продаваемая в России иномарка. Только за март было продано около 7 тыс. этих автомобилей. Тем самым Ford сместил автомобили Lada-2105/2107 на четвертое место, а Lada Kalina - на пятое.

При этом, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ, АвтоВАЗ в первом квартале сократил продажи всех своих автомобилей в общей сложности на 39%.

Мнения аналитиков относительно времени восстановления российского автомобильного рынка расходятся. По оптимистическим прогнозам, продажи новых легковых автомобилей вернутся на уровень 2008 года не ранее 2010 года, согласно пессимистическому прогнозу - только в 2014-м. По словам Геннадия Суханова, даже такой механизм, как госпомощь, не сможет оперативно повлиять на ситуацию с увеличением спроса. «Даже если рассматривать госзакупки, в этом году ситуация не будет переломлена. Это поможет, но структурно ситуацию не переломит», - полагают в "Тройке Диалог".

ЕКАТЕРИНА СОРОКОВАЯ

Газета