09.04.2009

«Ъ»: Россияне теряют потребительскую уверенность

Согласно данным Росстата, индекс потребительской уверенности населения РФ в I квартале 2009 года упал до уровня 1999 года – на рекордные 35%.

Еще в III квартале 2008 года значение индекса было положительным, но уже в IV квартале он резко упал, до минус 20%, а в январе—марте продолжил падение.

В январе—марте 2009 года российский индекс потребительской уверенности находился на уровне таких стран ЕС как Мальта (-34,6%), Польша (-34,23%) и Франция (-36,2%). Самое низкое значение индекса зафиксировано в Венгрии (-67,6%%) и Греции (-55,8%). Позитивнее всего настроено население скандинавских стран — Финляндии (-1,3%), Дании (-3,5%) и Швеции (-5,8%).

«На снижение индекса повлияло прежде всего преобладание негативных оценок респондентами проиcшедших изменений в экономике России»,— объясняют полученные данные в Росстате.

Статведомство с 1998 года ежеквартально ведет подсчет индекса потребительской уверенности, который отражает совокупные потребительские ожидания населения и рассчитывается как среднее значение пяти различных индексов. Например, индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении россиян в I квартале 2009 года составил минус 26%: в три раза, с 42% до 13%, по сравнению с I кварталом 2008 года, выросло число тех, кто прогнозирует ухудшение личного материального положения. При этом только 7% ожидает улучшения своего благосостояния в ближайшие 12 месяцев.

Индекс происшедших изменений в личном материальном положении также показал снижение — до минус 25% (против -0,1% кварталом ранее). Так, больше половины опрошенных зафиксировали ухудшение материального положения. А индекс благоприятности условий для крупных покупок по сравнению с I кварталом 2008 года снизился на 33% и составил -45%, передает «Коммерсантъ».

Взгляд