06.04.2009

Распродажа щитов не спасла столицу

Москва записалась в аутсайдеры по приросту рынка наружной рекламы

 Рынок наружной рекламы в Москве почти не сопротивлялся кризису в первом квартале 2009 года, показав значительное падение по всем ключевым показателям отрасли: росту объема и коммерческой загрузке поверхностей. Принятые меры по рекордному среди других регионов снижению цен на размещение в столице, так и не спасли отрасль, следует из совместного отчета "ЭСПАР-Аналитик" и крупнейшего российского оператора наружной рекламы News Outdoor (NOR).

В разрезе регионов России, где оценивался рынок наружной рекламы, Москва показала самые плохие результаты по итогам I квартала 2009 года. Доходы отрасли в столице, где сосредоточено около половины объема рынка "наружки", упали на 45,8% к аналогичному периоду 2008 года, а коммерческая загрузка сократилась почти до 40%. Годом раньше, средняя заполняемость щитов была на уровне - приблизительно 60%.

На Москву пришлись и самые большие скидки операторов. В среднем, снижение цен в столице составило 28%. В Санкт-Петербурге кризис урезал цены на 22%, а в среднем по регионам - на 24%.

Впрочем, последний месяц I квартала подарил наружной рекламе надежду на оживление, причем как московскому, так и на региональному рынкам. Коммерческая загрузка столичных поверхностей выросла сразу на 8% по сравнению с февралем и составила 54% - самый высокий показатель с начала года.

"Тот уровень спроса, который мы наблюдали в марте и продолжаем наблюдать в апреле, дает основания надеяться на то, что самые болезненные проявления кризиса для отрасли наружной рекламы в России остались позади", - прокомментировал генеральный директор "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин.

Однако в целом, ситуация на рынке наружной рекламы в России пока не выглядит оптимистичной: в январе снижение составило 31% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, в феврале - на 38%, а в марте - на 42%, посчитали аналитики. В апреле прогнозируется снижение объемов наружной рекламы на уровне 40% по сравнению с апрелем 2008 года.

Эксперты "ЭСПАР-Аналитик" и NOR ожидают падения рынка наружной рекламы в первом полугодии 2009 года на 35%-40% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, а в денежном выражении ее объем по предварительным оценкам составит 13-15 миллиардов рублей. За первый квартал падение составило 38,4% до 6,2 миллиардов рублей.

Напомним, что Юрий Лужков поддержал предложение своего зама Сергея Байдакова о снижении базовой ставки аренды рекламных мест в Москве на 30% с марта. Столичный мэр одобрил снижение ставок при условии сохранения операторами всех рабочих мест. В результате бизнесу дали надежду на сохранение хотя бы минимальной рентабельности, говорят в Комитете рекламы.

Дмитрий Захаркин, Sostav.ru