06.04.2009

По оценкам ZenithOptimedia, расходы на рекламу сократятся сильнее, чем считалось раньше

Лого ZenithOptimedia Сегодня агентство ZenithOptimedia должно опубликовать очередной ежеквартальный прогноз развития мирового рекламного рынка, пишет "Коммерсант". Подкорректированная агентством оценка предусматривает снижение затрат на рекламу в России на 24%, до 202,9 миллиарда рублей.

В декабре аналитики ZenithOptimedia говорили о возможном падении рынка на 17,5%, до 224,8 миллиарда рублей (оптимистический прогноз даже предусматривал рост на 5%, до 286,1 миллиарда). Большее, чем предполагалось в декабре, падение доходов будет у ТВ, прессы, наружной рекламы, зато расходы на интернет-рекламу останутся на уровне прошлого года, пишет "Коммерсант".

В январе-феврале расценки на ТВ снизились в среднем на 7%, а по итогам года этот показатель будет скорректирован до 5%, подсчитал представитель российского офиса медиааудиторской компании Billetts Тимур Гаджиев, опросив 12 специалистов по закупкам рекламы ведущих сетевых агентств. На радио расценки в первые два месяца упали на 35% и, по оценке Billetts, останутся по итогам всего года на том же уровне, в наружной рекламе - на 50% и 30% соответственно, в интернете - на 5% и 0%. Оценить ситуацию в прессе сейчас невозможно, так как скидки различных издательских домов не поддаются систематизации, констатирует эксперт.

Прогнозы, опубликованные в марте агентствами Carat и Group M, более оптимистичны: по их версии, расходы на рекламу в 2009 году в России могут сократиться (без учета валютных колебаний) на 8,6%, до 7,19 миллиарда долларов, и на 22,8%, до 6,008 миллиарда долларов, соответственно.

А агентство PR Technologies специально для "Ведомостей" провело в конце I квартала 2009 г. исследование тенденций в среде самих рекламодателей. Исследователи опросили 60 директоров по маркетингу и бренд-менеджеров компаний, входящих, по данным TNS, в число самых активных рекламодателей России. Если в январе 2009 г. в ходе такого же опроса о сокращении рекламных бюджетов говорили только 24%, то теперь, по итогам I квартала, - уже 52%. Каким было снижение, респонденты в большинстве случаев не говорят; в немногих полученных ответах оно варьируется от 10% до 70%. FMCG-компании сокращают бюджеты меньше остальных, а финансовые компании - по максимуму, комментирует "Ведомостям" Дмитрий Бартенев, президент OMD MD / PHD.

Уменьшение бюджета не всегда ведет к снижению рекламной активности. В том, что их рекламы стало меньше, признались только 43% респондентов, 19% рекламируются больше или на уровне прошлого года, а 38% не смогли оценить свою рекламную активность, указав, что снижение бюджета компенсировалось падением цен на размещение и специальными предложениями. "Cнизив расходы, компании сумели купить не меньше рекламы, чем год назад", - замечает "Ведомостям" представитель PR Technologies Ольга Тищенко.

64% заявили, что ждут дальнейшего снижения цен на размещение. Лишь 15% считают, что цены больше падать не будут. При этом несколько респондентов признали сь, что намеренно сократили текущие бюджеты - с целью давления на рекламные площадки, рассказывает Тищенко.

Медиа Доходы от рекламы (млрд руб.) Изменение к 2008 году
Предыдущая оценка Новая оценка* Предыдущая оценка Новая оценка
Телевидение 142.37 137.6 128.132 116.96 -10 -15
Радио 15.7 14 9.42 9.42 -40 -40
Пресса 59 57.6 45.725 34.56 -22,5 -40
Наружная реклама 44.4 45.8 32.441 32.06 -26,9 -30
Интернет** 8.4 7.5 7.569 7.5 -9,9 0
Прочие носители, включая рекламу в кинотеатрах и indoor-рекламу*** 2.6 4.5 1.584 3.375 -39,1 -25
Всего 272.47 267 224.781 202.855 -17,5 -24

* За основу взята итоговая оценка Ассоциации коммуникационных агентств России.
** Только медийная интернет-реклама (баннеры, всплывающие окна и другие форматы).
*** Реклама внутри бизнес-центров, розничных сетей, железнодорожных вокзалов, аэропортов и т. п.